Тысячелетия вокруг Тараза – 3

Тараз, история, география, репортаж, Андрей МихайловВ случае с переименованием Джамбула в Тараз историческая справедливость, традиционными носителями которой у нас выступают чиновники-ономасты, восторжествовала на 101%. Городу вернули не просто прежнее название, а имя, под которым он был известен в своей первой жизни.

 

Благодатная жизнь на вулкане

Очевидно, что самые северные участки Шелкового пути должны были проходить вдоль северного подножия великих гор Азии и расположенных по предгорьям очагам оседлого мира. Именно тут проложена ныне автотрасса, которая после реконструкции свяжет Западную Европу с Западным Китаем. Соваться с караваном далее в Степь значило обречь себя на безводные переходы и подвергнуться опасности полного разграбления товара степняками, для которых «таможенный контроль» на торговых путях издревле был нормальным видом трудовой деятельности. По этой причине северные участки Пути всегда были зоной повышенного риска и первыми «закрывались» ввиду очередного переселения народов или нашествия кочевников.

Но зато в эпохи, когда тут существовала сильная власть, когда перед торговцами открывались все перспективы безбрежного степного рынка, риски очень быстро обращались в сверхприбыли. Это можно сравнить с жизнью на вулкане, каждое извержение которого не только несет разрушение, но и обильно сдабривает почву плодородным пеплом, закладывая успехи будущего процветания. Потому-то с таким постоянством возрождались тут разрушенные города и вновь торились замуравленные дороги.

Понятно теперь, с чем связано такое изобилие памятников прошлого в окрестностях Тараза и вдоль подножия всего Киргизского Алатау. Известно, например, что в районе областного центра разбросано не только множество караван-сараев, но и десятки крепостей-убежищ. Ныне это с трудом читаемые периметры оплывших стен-валов из глины. А когда-то такие укрепления, куда при малейшей опасности собирались окрестные селяне со всем своим движимым имуществом и оказавшиеся поблизости караваны со всем добром, были единственным способом выжить на виду у всегда непредсказуемой Степи.

 

Акыртас – самый длинный долгострой Казахстана

Тараз, история, география, репортаж, Андрей МихайловВ этом отношении памятник, который возвышается у подножия Киргизского хребта в 30 километрах к востоку от Тараза, уникален. Место это, и без того загадочное, как любое дошедшее от давно минувших эпох, несет на себе еще и дополнительную печать какой-то многозначительной тайны. Это каменное сооружение, одно из наиболее таинственных посланий прошлого, известно ныне под именем Акыртас.

Когда подъезжаешь сюда снизу, от проходящего километрах в пяти Турксиба, то вначале видишь только россыпь больших темных камней, которыми обильно усеяна предгорная равнина. И этот факт уже сам по себе привлекает внимание – окрестная степь, вообще-то, не изобилует камнями. Присмотревшись, соображаешь, что каменья-то не простые, а высеченные человеческой рукой с явно строительными целями. Когда же оказываешься внутри каменной россыпи, понимаешь, что все они еще и уложены в определенном порядке. Только вот в каком?

Об этом мог бы поведать тот прораб, который ведал строительством, начавшимся где-то в VII веке. Начавшимся, да так и не закончившимся. Очевидно просматриваются лишь зачатки внешних стен, приподнятых на метр над уровнем окрестного грунта. Внутри царит своеобразный хаос, свойственный любому строящемуся объекту. Начатые стены и просто нагромождения каменных блоков, угадывающиеся улички, кучи строительного мусора и проходы – все это похоже на какой-то незавершенный лабиринт. Правда, если смотреть на все с воздуха, то порядка будет больше.

Исходя из нестандартности всего сооружения, человечество давно (гораздо раньше появления таблоидов и интернета) заподозрило, что без демонических сил тут не обошлось. Вот что рассказывали про Акыртас окрестные казахи известному туркестанскому краеведу И.А. Костанье:

…Когда-то в этих местах существовало два ханства – Чуйское и Таласское. Как часто случается, у чуйского правителя был сын, а у таласского – дочь. После неудачного сватовства влюбленного джигита к строптивой девице между царствами разразилась война. Но прежде чем идти в бой, отец неудавшегося жениха решил построить каменный дворец (чтобы было куда привести захваченную невесту). Строили так: сын, взобравшись на гору, метал вниз камни, а отец укладывал их в стены. И все было хорошо, пока в один злосчастный день влюбленный богатырь не увидел свою зазнобу, купающуюся в Таласе. Очарованный, он тут же забыл о строительстве, которое так и осталось незаконченным…

 

Без Гальфа и Альфа

Тараз, история, география, репортаж, Андрей МихайловИные источники называют даже имя отца злосчастного юноши. Это был знаменитый Манас. По другим сведениям, возведением циклопических стен занимались два великана – Гальф и Альф. Без коварной девицы, конечно, там тоже не обошлось. А есть еще и вариант строительства некоего храма в качестве заказа еще одной прихотливой особы. Одним словом, ищите женщину. А женщины в этих краях ох какие!

Но если без Гальфов-Альфов, то что же все-таки строили местные строители тысячу лет назад? Этот вопрос волнует уже несколько поколений исследователей. Правда, от волнительности вопросов вразумительности в ответах явно не прибавляется. Скудость свидетельств лишь множит количество популярных гипотез, число которых растет с каждым днем.

И какую только чушь не приходилось читать про Акыртас в последние годы! Про то, что здесь издревле пошаливали инопланетяне. Или что тутошние каменные блоки – вообще самые крупные во всем мире. Если подразумевать под всем миром юг Жамбылской области, то так оно, наверное, и есть.

Впрочем, и ответы, которые пытаются дать специалисты, также далеки от категоричности. На вопрос, что такое Акыртас (вернее, чем он должен был стать), обычно следует длинное перечисление: буддийский монастырь, несторианская обитель, караван-сарай, памятник ранней мусульманской архитектуры, дворец какого-то правителя (в последнее время все больше склоняются к этой версии).

Вот мнение одного из главных авторитетов современной казахстанской археологии Карла Байпакова, которого исследование последних лет «заставляет видеть в постройке Акыртаса дворец, который должен был стать летней резиденцией правителя. Им мог быть Карлукский каган. Как известно, карлуки правили в западной части Семиречья с 766 по 893 годы».

…Очевидно лишь то, что начиналось строительство чего-то небывалого. Никаких аналогов Акыртасу в здешних местах нет. И то, что объект так и не был сдан заказчику, а строительство было заморожено на начальной стадии, говорит лишь о том, как мало мы знаем об истории и тех бесчисленных коллизиях, имевших место в прошлом. Акыртас – один из «алтарей минувшего», по таинственности (а вовсе не по масштабам) его можно поставить рядом с циклопическим фундаментом знаменитого Баальбека… (древний город в Ливане, – прим. ред.) и брошенными в каменоломнях статуями острова Пасхи.

Древняя драма, которая наверняка разыгралась когда-то вокруг этих руин, еще и сегодня возбуждает странника, забредшего сюда в своем стремлении все увидеть своими глазами и почувствовать собственной душой. Особенно сильно камни Акыртаса начинают действовать на воображение в то время, когда солнце только появляется или, напротив, скатывается за горизонт. Промежутки между камнями заполняются тенями, и начинает упорно чудиться, что ты вот-вот постигнешь промысел древних строителей и заказчиков. Еще немножко, и…

 

Замок правителя или времянка прораба?

Тараз, история, география, репортаж, Андрей МихайловРядом с Акыртасом находится еще один памятник. «Замок-резиденция правителя» – так назван археологами объект, раскопанный недавно. На раскоп этот можно взглянуть, обогнув небольшую горку с каменоломней, которая возвышается над Акыртасом с юго-запада. Название условно – никакого паспорта объекта или домовой книги, в которой было бы записано имя домовладельца и характер домовладения, при раскопках не найдено.

Но вот о планировке замка по раскопу можно получить неплохое представление. Имеющиеся аналогии позволяют археологам воспроизвести сооружение в том виде, в каком оно находилось, будучи жилым. Приземистое глиняное помещение с тесными комнатами и толстыми стенами. С некоторыми архитектурными украшениями.

Не знаю, сколь надежной была фортификационная составляющая замка, но жить в нем, думается, было довольно комфортно. При условиях температурных контрастов снаружи, глина – идеальный материал для создания прекрасного микроклимата внутри.

Рядом с замком раскопаны многочисленные землянки строителей, которые в основном трудились на близлежащей каменоломне и обжиге кирпича. Мне лично замок больше напоминает не временную резиденцию правителя, который для чего-то жил в степи, ожидая, когда строители закончат начатое, а капитальную времянку прораба, который явно работал не сдельно и не спешил сдавать объект в срок.

 

Тектурмас – пуп Земли? Вопросы от географа

Тараз, история, география, репортаж, Андрей МихайловНо самым загадочным мне, как географу, увлеченному историей, видится даже не то, чем должен был служить загадочный Акыртас, а то, почему его строили именно в этом районе, где жить было совсем некомфортно, а защищать себя от супостатов и вовсе бесперспективно. Отсутствие источников воды уже на этапе строительства вызвало необходимость копать водохранилище для сбора дождевой воды и прокладывать водопровод от источников, находившихся в горах, на расстоянии 3-4 километров.

У строителей Акыртаса была очень сильная мотивация, чтобы вести строительство именно в этой точке – в случае нападения и осады место было обречено на немедленное обезвоживание. Между тем районов, где воды было в изобилии, а естественный рельеф благоприятствовал защите, вокруг было более чем достаточно. Мне кажется, что именно ответ на вопрос о мотивах строительства в этом неприспособленном месте даст ответы на все прочие вопросы. В традиционных обществах ничего не начиналось на ровном месте.

В связи с этим любопытна загадка про онтологическое ядро самого Тараза. Почему региональный мегаполис находится именно там, где находится, а не выше или ниже по течению Таласа? Очевидно, что и здесь в основе лежали куда более прочные и важные аргументы, нежели обыкновенные торговые выгоды поселения на пути караванов. Истоки древнего градостроительства вряд ли нужно искать в каких-то меркантильных моментах – земли вокруг было предостаточно. Они видятся мне в существовании каких-то древних культов. Именно с ними были связаны некие сакральные центры, которые и были самыми первыми ростками оседлости в мире первобытных номадов.

Человечество освоило долину Таласа и склоны Каратау очень давно. Стоянки первобытных людей, которые находят невдалеке от областного центра, относят к самым ранним проявлениям человеческой жизнедеятельности на территории Казахстана. Пращуры не верили в абстрактные идеи, а обожествляли природу и ее выдающиеся проявления – горы, скалы, пещеры, деревья, камни, родники. Рядом с ними-то и появлялись первые хижины жрецов-хранителей. Анимистические ядра развивались, трансформировались, превращались в сакральные центры, притягивали людей и становились первыми оседлыми поселениями. Значит, причины истории нужно искать в географии.

Так что же в таком случае явилось онтологическим ядром будущего Тараза? Никаких явных географических оснований на территории археологического города нет (если только их не было в прошлом и они не лежат в основе перепроецированного культа Аулие-ата, сакральные корни которого, похоже, уходят в самые глубокие пласты местной истории). Но есть все же одно место, которое имеет все основания быть тем магическим пупом, вокруг которого и начала накручиваться вся дальнейшая история. Это вызывающе красивый утес Тектурмас, на котором расположен древний религиозный комплекс – скала над Таласом, откуда открывается захватывающий вид на окрестности, где к тому же имеется пещера. Тектурмас и сейчас не оставляет никого равнодушным. Именно нестандартность чего-либо – верный путь к одушевлению, обожествлению объекта и явлению культа.

О том, что культовая история этого места гораздо древнее находящегося наверху мазара, свидетельствуют находки зороастрийских оссуариев VII-XI веков. Если приять во внимание, что в археологии действует презумпция неоткрытого, можно предположить, что сакральная жизнь на утесе существовала и ранее. Должна была существовать. Не случайно ведь название утеса переводится как «Беспокойное место». К тому же древний арочный мост XIII века, устои которого обнаружены под Тектурмасом , свидетельствует, что древняя караванная дорога проходила именно здесь.

Кстати, обследовавший Тектурмас в 1898 году туркестанский археолог Каллуар описывает его как укрепление в 830 шагов окружности с двухсаженным земляным валом и цитаделью, усеянной массой черепков и прочих предметов.

Так можно ли считать Тектурмас онтологическим ядром Тараза? Может быть. Нужны новые исследования. А там время покажет.

 

Окончание следует…

 

Андрей МИХАЙЛОВ, фото автора

Добавить комментарий