Шолпан Джаманбалаева: «100 шагов» выведут страну на новый уровень»

Шолпан Джаманбалаева

О том, как реализуется ключевая государственная программа «100 конкретных шагов» в вузовской сфере, мы поговорили с проректором по социальному развитию Казахского национального университета им. аль-Фараби доктором социологических наук, профессором Шолпан Джаманбалаевой.

На пути к тридцатке лидеров

Шолпан Ерболовна, как восприняли инициативы президента в академической среде?

План нации является мощным инструментом реализации обозначенного президентом курса по вхождению Казахстана в 30 самых развитых стран. В нем четко сформулированы 100 последовательных практических решений по модернизации государства, которые выведут нашу страну на качественно новый этап развития. Чтобы их успешно претворить в жизнь, предстоит мобилизоваться всем: государству, обществу, каждому казахстанцу. Поэтому ученые и преподаватели КазНУ одними из первых включились в работу по разъяснению и реализации народной программы.

Институциональные реформы затрагивают модернизацию системы образования и науки страны. Насколько готовы к ней казахстанские университеты?

Вузам Казахстана предстоит стать катализаторами процесса преобразований в обществе, ведь именно здесь формируется интеллектуальный капитал страны. Конкретно для КазНУ им. аль-Фараби процесс модернизации – это не планы на ближайшую перспективу, а реально предпринятые шаги по повышению эффективности своей деятельности. В частности, в университете внедрена система управления, ориентированная на результат (УОР), в основу которой положены четкое индикативное планирование и контроль достижения необходимых показателей. Программой «100 шагов» предусматривается ее введение в системе госслужбы. Мы перешли к оплате по результатам путем внедрения открытой и прозрачной процеду­ры рейтинговой оценки деятельности преподавателей и сотрудников. Как показала практика, внедрение УОР позволило коллективу университета достичь ощутимых успехов. Об этом свидетельствует прорыв КазНУ в авторитетном международном рейтинге QS, где наш университет первым из казахстанских вузов вошел в топ-300 лучших университетов мира.

Ведущим отечественным университетам отводится немаловажная роль в обеспечении третьей институциональной реформы, направленной на экономический рост. В рамках интеграции науки и образования в КазНУ созданы учебно-научные центры и лаборатории всемирно известных компаний – Hewlett-Packard, Cisco, Konikca Minolta, Microsoft, FUJITSU, Samsung и других. Открытие центров и лабораторий подобного рода свидетельствует о высоком научном потенциале КазНУ. Их деятельность придает мощный импульс процессу кооперации образования, науки и бизнеса.

В КазНУ сформирован технологический коридор от генерирования идеи до ее коммерциализации, который позволяет нашим преподавателям и студентам создавать start-up и spin-off компании и внедрять в производство инновационные разработки. Полным ходом идет работа над созданием инновационного кластера, являющегося частью алматинского кластера, который в перспективе позволит формировать вокруг КазНУ инновационный пояс малых предприятий. Завершен первый этап биомедицинского кластера, на котором запущен диагностический центр, оснащенный высокотехнологичным медицинским оборудованием. В ближайшее время начнется строительство собственной клиники на 500 мест и крупной научно-исследовательской лаборатории. На создание кластеров университет привлекает на принципах государственно-частного партнерства инвестиции ведущих компаний Южной Кореи, Гонконга и Сингапура.

На одном языке с глобальным миром

Одним из шагов по реализации институциональных реформ является подготовка профессиональных кадров для ключевых отраслей экономики в десяти базовых вузах, в числе которых КазНУ им. аль-Фараби. Обеспечивает ли университет соответствующее качество образования?

КазНУ возглавляет консорциум десяти университетов по подготовке специалистов в рамках государственной программы индустриального развития и осуществляет подготовку специалистов в области IT-технологий и химии. Для того чтобы наши выпускники соответствовали требованиям времени, в университете реализуется современная модель подготовки специалистов на основе компетентностного подхода. На всех уровнях образования – и в бакалавриате, и в магистратуре, и в докторантуре – в экспериментальном режиме внедрены образовательные программы, сопоставимые с программами ведущих вузов мира, с выходом на двудипломное образование. Режим эксперимента дает нашему университету академическую автономию, которая позволяет готовить кадры по новым, востребованным обществом специальностям. К примеру, в условиях создания ЕАЭС и вхождения Казахстана в ВТО КазНУ первым из отечественных вузов приступил к подготовке специалистов по исламскому банкингу, международной торговле, маркетингу в сфере люкс, государственному управлению и общественной безопасности.

В Плане нации предусмотрен поэтапный переход на английский язык обучения. Как вы собираетесь осуществлять этот шаг?

Мы уже обучаем студентов на английском языке, и наш положительный опыт перенимается сегодня другими вузами Казахстана. КазНУ первым начал обучение на английском языке в рамках реализации специально разработанной в 2012 году «Дорожной карты полиязычного обучения». В настоящее время на английском языке проходят обучение студенты свыше 40 специальностей. К преподавательской деятельности в КазНУ ежегодно привлекаются свыше 300 ведущих зарубежных ученых и выпускники таких программ, как «Болашак», Open Society Institute, Muskie, Chievening, DAAD и другие. С этого года совместно с АО ЦМП «Болашак» и British Council мы запустили программу продвинутого английского языка. В ближайшее время мы планируем обеспечить переход на английский язык на всех уровнях образования.

Наша цель – Мәңгілік Ел

«Сто шагов» содержат в себе меры, предполагающие укрепление общеказахстанской идентичности и развитие общенациональной идеи «Мәңгілік Ел». Какие уроки патриотизма даются сегодня студенчеству в вузах?

Вдумчивая и адресная патриотическая работа – это наш безусловный приоритет в условиях непростой геополитической обстановки. Наполнить жизнь молодежи по-настоящему полезным содержанием, указать конкретные пути служения своей Родине, уберечь ее от негативного влияния извне – это и есть архиважная повестка воспитательной работы университета. В КазНУ разработаны и активно реализуются программы гражданского воспитания, нацеленные на формирование патриотизма в студенческой среде, консолидацию молодежи на основе знания истории и культуры казахстанского народа и уважения к государственным символам. Эта работа строится на принципе интегративности процесса обучения и воспитания. Большая роль отводится разработке и введению новых гуманитарных курсов, отражающих актуальные аспекты формирования казахстанской идентичности и укрепления ценностей общенациональной идеи «Мәңгілік Ел».

КазНУ является центром духовного и культурного притяжения молодежи. Здесь инициируются важные мероприятия, которые стимулируют формирование патриотизма в студенческой среде. Один из ярких примеров – республиканский патриотический фестиваль «Мен жастарға сенемін!», который проводится нами в канун Дня Первого Президента Республики Казахстан. Ежегодно тысячи студентов со всех уголков страны принимают активное участие в конкурсах фестиваля на лучший инновационный и творческий проект. Активность участников фестиваля радует и доказывает, что подобные площадки востребованы молодежью, дают ей реальную возможность для самореализации.

Особое значение мы придаем развитию студенческого самоуправления на основе социального партнерства, благодаря чему наши студенты являются полноправными субъектами образовательно-воспитательного процесса. Такой подход способствует развитию в них самостоятельности, инициативы, чувства сопричастности к перспективам развития страны и ответственности за ее будущее. Это и есть залог конкурентоспособности Казахстана, укрепления нашего государства как Мәңгілік Ел.

Беседовал Еркин СМАГУЛОВ

Метки: , , , , , ,


Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить

Добавить комментарий