Лязат Шонаева: «Подготовка технических кадров – важная задача Плана нации»

В Плане нации и послании народу Казахстана глава государства обозначил новый этап развития страны, в котором Общество всеобщего труда должно стать основой эффективной экономики. О том, какие направления реализуются в рамках национальной дуальной технической и профессиональной систем обучения, мы поговорили с директором департамента развития человеческого капитала Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Лязат Шонаевой.

Лязат Шонаева

Расти, работай и учись

Лязат Жаббаровна, на ваш взгляд, какие направления должны быть основными в рамках реализации задач Плана нации и послания по развитию технического и профессионального образования? Как это поможет повышению инвестиционной привлекательности страны?

– Главные приоритеты в нашей работе соответствуют поручениям главы государтва в послании народу Казахстана и Плане нации «100 конкретных шагов». Это повышение конкурентоспособности казахстанских предприятий, модернизация производства, призванная способствовать экономическому прорыву. И конечно же, мы понимаем, что для достижения этих задач в современных экономических условиях необходима подготовка лучших технических кадров. Кадры решают все. Я бы еще добавила, высокопрофессиональные кадры.

Сегодня на рынке труда востребованы специалисты предприимчивые, качественно внедряющие перемены, способствующие достижению стратегических и операционных задач компании, предприятия в современных условиях.

В Казахстане 811 колледжей, в которых ведется обучение по 167 техническим и технологическим специальностям, сервису и обслуживанию. Казалось бы, рынок труда должен быть удовлетворен специалистами.

Вместе с тем проблемой является то, что подготовка специалистов ведется без учета потребностей рынка. Молодые люди получают определенный уровень подготовки, которой зачастую недостаточно для того, чтобы трудоустроиться. Отсюда на рынке труда существует дисбаланс между спросом и предложением в рабочей силе, причем не столько в количественном, сколько в качественном отношении.

НПП «Атамекен» совместно с Министерством образования и науки реализует Дорожную карту внедрения дуального обучения. Она охватывает десять приоритетных отраслей: машиностроение, транспорт, нефтегазовое и химическое производство, сервис, металллургия, сельское хозяйство, строительство, связь, электроэнергетика и другие направления.

Главная задача – практико-ориентированное обучение, разделение теоретического, практического и производственного обучения. Это предоставление возможности участия в учебном процессе производственных предприятий. Как только предприятие начинает участвовать в производственном обучении, у специалистов сразу же возникают предложения по коррекции учебных программ, темам курсовых и дипломных работ, содержанию экзаменационных материалов.

Этим обеспечивается реальная готовность представителей предприятий участвовать в улучшении деятельности учебных заведений через наблюдательные, попечительские и другие советы.

В чем преимущества этой системы?

– Дуальная система образования успешно используется во многих развитых странах. Сегодня это одна из эффективных форм подготовки профессиональных технических специалистов.

Преимущество в том, что профессиональная подготовка идет параллельно на предприятии и в колледже, в способе учиться в рабочем процессе, когда главную роль в подготовке играют работники предприятий.

На текущий момент в Дорожной карте внедрения дуального обучения принимают участие 1105 казахстанских предприятий, 308 колледжей, в которых обучаются более 16 тыс. учащихся.

Престиж зависит от комфорта

Как убедить молодежь выбирать рабочие специальности?

– Имиджевый подход в данном вопросе уже недостаточен. Мало говорить об этом, просвещать, профориентировать и убеждать. Необходимо в самих рабочих профессиях улучшать условия и оснащать современными средствами, оборудованием и приборами, повышать уровень комфортности.

Обновление профессий мы видим на примерах трансформации автомобильного механика до автомехатроника, от сантехника и слесаря КСК до хаус-мастера (универсала). Значимость рабочей профессии увеличивается с повышением уровня ее технологической оснащенности и степени комфортных условий.

Все мы помним, как школьники старших классов посещали учебно-производственный комбинат и получали свидетельство о рабочей профессии. Это давало шанс трудоустроиться выпускникам, несмотря на отсутствие высшего образования. Следует восстановить и сделать повсеместной систему получения рабочей квалификации учащимися старших классов школ на базе действующих учебно-производственных комбинатов и колледжей. Получение вместе с аттестатом свидетельства о рабочей квалификации достаточно для трудоустройства и безболезненно решит вопрос проблемы в кадрах, особенно в сельской местности.

В таком случае какие специальности востребованы во время глобальных экономических неурядиц?

– НПП «Атамекен» совместно с министерством здравоохранения и социального развития РК составила прогноз развития рынка труда. Были опрошены представители более 5500 предприятий. Прогнозируемая потребность в кадрах составляет более 67 733 человек. Большую потребность прогнозируют представители малого и среднего бизнеса (40 288), крупные предприниматели ожидают необходимость в 27 415 человек.

На текущий год наиболее востребованными кадрами в стране являются бухгалтеры, продавцы, швеи, менеджеры по отраслям, строители, водители, средний медицинский персонал, менеджеры по сервису, повара, механизаторы, разнорабочие в сельском хозяйстве и строительной отрасли, техники-технологи, операторы оборудования, слесари по ремонту технического оборудования, менеджеры по туризму.

Полученные данные позволяют говорить о существующей кадровой потребности в легкой промышленности, сельскохозяйственной, транспортной, медицинской, строительной отраслях и сфере сервиса. Также необходимо отметить высокую потребность в разнорабочих практически во всех регионах. То есть самые обычные рабочие специальности в дефиците.

Новый статус для колледжей

Как, по вашему мнению, поменять ситуацию с несоответствием знаний, получаемых студентами, реальным требования рынка?

– Есть две важные проблемы, которые предстоит решить в ближайшее время. Каждый год страна получает около 150 тыс. выпускников, из которых не всем удается устроиться по выбранной специальности. Так может быть не стоит обучать молодежь по ненужным специальностям, сократить государственный заказ на обучение этим профессиям?

Есть и другая сторона проблемы – недостаточный квалифицированный уровень знаний. Для возврата учебных заведений в практико-ориентированное направление надо разделить теоретическое, практическое и производственное обучение. Нужно предоставить возможность предприятиям в качестве заказчиков участвовать в учебном процессе.

Необходимо совместно обсуждать предложения по коррекции учебных программ, темам курсовых и дипломных работ, содержанию экзаменационных материалов. Участие в наблюдательных и попечительских советах обеспечит заинтересованность бизнеса в улучшении деятельности учебных заведений.

Подготовку специалистов по системе бесплатного профессионально-технического образования, которую планируется ввести в 2017 году, важно сделать гибкой. Более 50% из 811 колледжей (462) сегодня государственные. Обучение ведется по 108 специальностям и 463 квалификациям. На наш взгляд, необходимо провести полную ревизию по обучаемым специальностям, чтобы стало ясно, в каких специальностях рынок труда остро нуждается, а какие следует сократить.

Размещать государственный заказ можно было бы только по спросу конкретных работодателей. В непростых экономических условиях нам нужно готовить востребованных специалистов, учитывая потребности каждого региона.

Остается актуальной также ситуация в кадровом обеспечении сферы технического и профессионального образования. Старение инженерно-педагогического состава профессиональных организаций образования свидетельствует о незаинтересованности специалистов с производства в обучении молодежи. Одной из причин является недостаточная оплата труда. Сегодня разница в зарплате идет даже не с производством, а разница идет с учителем школы. Система оплаты в школе выше, чем в колледже. Повышение оплаты труда позволило бы удержать имеющийся инженерно-педагогический потенциал колледжей и привлечь в систему высококвалифицированных специалистов с производства и научно-технических структур.

Беседовала Бота МАШАКОВА, Астана

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить

Добавить комментарий

Популярное