Зарема Шаукенова: «Сегодня РОККВ – авторитетная структура»

Шаукенова

За всеми этапами избирательного процесса в мажилис и маслихаты будут наблюдать представители Республиканской общественной комиссии по конт­ролю за выборами. В нее вошли видные общественные деятели, политологи, музыканты, известные журналисты, представители бизнес-сообщества. О том с какой целью создавалась комиссия и какой будет электоральная кампания, мы поговорили с директором Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК, членом-корреспондентом НАН РК, доктором социологических наук Заремой Шаукеновой.

Зарема Каукеновна, как вы оцениваете роль Республиканской общественной комиссии по контролю за выборами в электоральном процессе?

– Для начала немного истории. Насколько я помню, эта комиссия была создана в 2005 году и называлась она Республиканское общественное объединение «Контроль за качеством выборов» (РООККВ).

О значимости структуры говорит качественный состав первой комиссии – в самом начале ее создания стояли Куаныш Султанов, Иван Щеголихин, Торегельды Шарманов, Игорь Вовнянко, Толеген Тортаев, Сейдахмет Куттыкадам. Возникновение комиссии обязано подъему неправительственного сектора вследствие реализации семи направлений политических реформ, обозначенных в послании президента 1998 года.

Комиссия способствовала мобилизации волонтеров, их обучению и в целом интеллектуализации выборов. В составе комиссии действовало более 6 тыс. наблюдателей, которые были снабжены всем необходимым и прошли специальное обучение, они охватывали порядка 60% избирательных участков.

Наблюдатели комиссии вели контроль за президентскими выборами 2005, 2011 и 2015 годов, а также парламентскими – 2007, 2009, 2012 годов. За это время накоплен солидный опыт.
Сегодня Республиканская общественная комиссия по контролю за выборами – авторитетная структура. Опираясь на авторитет своих членов и с учетом новаций, РОККВ сможет обеспечить общественный контроль и за предстоящими выборами в мажилис парламента и маслихаты.

Какими ключевыми факторами, на ваш взгляд, вызвана необходимость модернизации законодательной ветви власти страны именно в нынешний период?

– Термин «модернизация» в последнее время часто используется и, как правило, подразумевает некие кардинальные изменения. Например, модернизация Казахстана в экономике, политике и сознании людей, называемая тройным транзитом. В этом контексте модернизацию казахстанский парламент пережил вместе с принятием Конституции 1995 года.

Проводимые нами социологические опросы, с одной стороны, говорят о достаточно высоком уровне доверия парламенту, который составляет порядка 70%. А с другой стороны, фиксируют перманентное внимание населения к той части деятельности парламента, которая как бы на слуху и вносится на обсуждение в общество – численность депутатов, их зарплата, наличие у них служебных автомобилей и жилья. При этом за рамками порой остается главное – достаточно рутинная внутренняя кухня работы законодательного органа власти. Ведь рядовому гражданину сложно объяснить, как в течение одной сессии парламента, а это 10 месяцев, принять более ста законов.

И в этом контексте нынешняя модернизация законодательной ветви власти обусловлена приня­тием, законодательным обеспечением Плана нации, потребовавшего от парламента, и прежде всего от мажилиса, высочайшего профессионализма в разработке и принятии новых законов, необходимостью своевременно быть готовыми к ответам на новые вызовы и угрозы.

Чего стоит ожидать от итогов электоральной кампании?

– Выборы традиционно в нашей стране – это своеобразный тест на сплоченность и консолидацию общества. За всеми именами в избирательных списках мы можем увидеть большой системный сдвиг. То, что мы уходим от патерналистской культуры и практик к свободному открытому обществу. Основой такого общества является минимальное государственное участие в экономике и предельно широкие экономические свободы. Успеха добьются те партии, которые смогут убедить в правильности своей программы средний класс и те слои населения, которые им хотят стать. Это не только и не столько малый и средний бизнес, как принято считать, ориентируясь на упрощенную схему, что средний класс – это доля вклада малого и среднего бизнеса в ВВП.

Средний класс – не только доходы, это особый вид жизнедеятельности, самодостаточность. Это не аполитичность и не отключенность от политики, а больше восприятие страны с точки зрения ее будущего, как будет жить следующее поколение, что будет с накоплениями, пенсионными фондами, это уверенность за свою страну.

Насколько повысится эффективность реализации реформ после обновления маслихатов?

– Выборы в маслихаты воспринимаются больше как чемпионат во второй лиге, как нечто за пределами общереспубликанского фокуса мнений и оценок. Однако если посмотреть логику институциональных реформ, то она показывает все более возрастающую роль местных сообществ, проактивности на местах. Это связано с комплексом решений – созданием общественных советов, системы ротации и меритократии для госслужащих, сокращения госмонополии, повышение прозрачности, легализация, приватизация.

Маслихаты, согласно реформе 2007 года, отнюдь не придаток местной исполнительной власти.Согласно концепции развития местного самоуправления маслихаты в будущем получат ряд важных функций и полномочий. Только представьте себе этот мир маслихатов – 213 организаций и порядка 3,3 тыс. депутатов, из которых 60% в районах. Этот ресурс если включить, то можно снимать большинство вопросов, адресованных центральной власти, на местах.
Маслихаты– это прямые выборы на основе мажоритарных округов. Это представители народа, которые должны двигаться еще быстрее, чем население, улавливать каждое движение социосферы и общественные настроения.

В прошлом году была заложена теоретическая и законодательная база «100 конкретных шагов». Теперь Казахстан вступил в фазу практической реализации Плана нации. Какой эффект дает синхронизация действий всех ветвей власти в этом ключевом для страны направлении?

– Синхронизация, о которой вы говорите, не значит, что парламент и правительство будут заодно, сговорчивы и жить друг с другом в полной идиллии. Здесь важный аспект состоит в том, что логика происходящих реформ и модернизации заключается в привлечении аппарата критического мышления. Чиновники и депутаты не должны жить вчерашними пропагандистскими мантрами и находиться в созерцании былых заслуг. «Только вперед!» – нас ориентирует президент, и это не лозунг, долетевший к нам из прошлого.

Поэтому синхронизация – это то, чтобы парламент стал более восприимчив тому, что делает исполнительная власть. Правительство в некотором смысле выглядит сейчас более авангардно. Хотя по большому счету защита интересов, битва за социальные ценности начинаются на заседаниях комитетов и палат парламента.

Беседовала Бота МАШАКОВА

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить
Рубрика: Политика

Комментариев: 15

  1. Кайрат:

    Главное, чтобы выиграла достойная партия, способная принимать необходимые решения для реализации антикризисных программ

  2. Назира:

    Да, народу необходима стабильность экономики и уверенность в завтрашнем дне

  3. Дамир:

    Согласен, и читаю выборы даст нам возможность образовать новый состав с новыми идеями. И думающие критически и которые будут реализовывать наш План нации!

  4. Арай:

    В результате выборов придут новые и молодые депутаты.А это говорить о новой силе который будет выдвигать нашу страну со всех сторон только вперед. Давайте сделаем правильный выбор!

  5. сайлау әділ болатындығына сенімді себебі бұл сайлаудың нәтижесі біздің болашағымызға тікелей қатысты сондықтанда бұл орындарға жауапты адамдар отырады деген ойдамын

  6. РОККВ организациясы өз жұмысына жауаппен қарайды деген үміттемін

  7. Медет:

    Есть специальная комиссия, которая контролирует проведение выборов, поэтому думаю все пройдет честно и открыто

  8. Жибек:

    Их роль конечно огромная. Верим вы достойно справитесь с этой задачей и выборы пройдут справедливо и честно

  9. Жанай:

    Сайлаудың әділ өтетіне сенімдімін. Себебі шет елден келетін эксперттер өз жұмысына аса жауапкершілікпен қарайды.

  10. Арайлым:

    Бұл сайлаудың мемлекет үшін маңызы зор. Ол біздегі жаңа реформалардың жүзеге асуы мен жаңа заңдардың қалыпқа енуіне үлкен әсер етеді.

  11. Маханбет:

    Жақын күндері біз сайлаудың нәтижесін білетін боламыз. Халық өзіне жақын әрі елге еңбегі сіңген кандидаттарға дауыс береді.

  12. Ермек:

    Негізі сайлау халықтың бірігуіне үлкен септігін тигізеді. Бұл саяси науқанға деген үлкен қызығушылық тудырады.

  13. Сайран:

    Да есть План нации, теперь избранные депутаты должны принимать решения по его реализации

  14. Нурсултан:

    Науқанға дайындық барысы жақсы. Меніңше бұл партиялардың халықпен жұмысын одан әрі арттыра түседі.

  15. Айгуля:

    на самом деле это очень авторитетная организация в преддверии выборов, я так поняла это один из главных контролирующих органов

Добавить комментарий

Популярное