Замза Кодар: «Мы должны возродить культ ребенка»

Почему молодые матери избавляются от своих детей?

З.Кодар

В начале недели на трассе Актау – Атырау нашли коробку с мертвым младенцем внутри. Немногим ранее тело другого новорожденного оказалось у обочины дороги у въезда в село Акколь Таласского района Жамбылской области. Живого ребенка выкинули из проезжающего мимо автомобиля, от полученных травм малыш скончался. Его матерью оказалась 16-летняя школьница. Чуть ранее общественность взбудоражила новость о найденной в выгребной яме общественного туалета новорожденной девочке. К счастью, ее удалось спасти. Младенцев порой не только хладнокровно убивают, но и продают. В 2015 году было установлено 40 фактов продажи новорожденных, в том числе их матерями. О том, почему происходят такие чудовищные инциденты и как их предупредить, мы говорили с директором НИИ социальных и гендерных исследований КазГосЖенПУ, доктором философских наук, членом Экспертного совета Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК Замзой Кодар.

«Купил задорого – стал крутым»

Замза Муташовна, вышеупомянутые случаи шокируют. Как вы считаете, что случилось, почему это происходит в нашем обществе?

– Если в начале девяностых годов идеалом молодых ребят были рэкетиры, а для девочек проститутки, то в двухтысячные годы идеалом стали уже банкиры и предприниматели. Можно утверждать, что сегодня для значительной части молодежи главной ценностью является выгода и прибыль. В качестве примера можно привести то, что сегодня для молодежи ценность и достоинство человека оценивается не по критериям ума, таланта, способностей, уровня культуры, а по способности и умению тратить деньги. Оценивается не талант и ум, а то, насколько он крут. Этот человек очень крутой, говорят, поскольку он сумел приобрести что-то очень дорогое и престижное.

В контексте таких негативных процессов на сегодняшний день исключительно важное место в процессе воспитания современной казахской молодежи должны занимать культурные и педагогические традиции казахского народа, особенно ясно выраженные в трудах великих казахских просветителей. Взять, к примеру, принцип философии Абая «Адам бол», которая призывает молодежь к саморазвитию, самопознанию и самоочищению. Или философию Шакарима о познании трех истин: истины веры, истины науки, истины души – совести. На наш взгляд, эти принципы вполне можно рассматривать как методологическую основу духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений.

«Дитя без матери – полный сирота»

Как преодолеть нравственную деградацию? Неужели материнский инстинкт у молодых безвозвратно утрачивается?

– Необходима популяризация семейных ценностей и традиций в подростково-молодежной среде. Как известно, у казахов с малых лет в ребенке закладывались чувство патриотизма, любовь к родине, уважение к старшим, опора младшим. Велика в этом процессе роль бабушек в воспитании (тому пример бабушка Абая – Зере), которые, балуя и любя внуков, рассказывали им сказки, легенды, быль о батырах, биях и тем самым зарождали в них чувство подражания, любовь к труду («еңбек – бәрін жеңбек»), чувство сопереживания («күлме досқа, келер басқа»), ответственности «қолыңмен істегенді, мойныңмен көтер», нравственности («елдің ала жібін аттама»). А дедушки требовали знания наизусть семи поколений дедов («жеті атаға дейін қыз алыспайды»), чтобы не испортилась кровь. Народ воспитывал детей, постепенно приучая к труду, чтобы в последующем подросшее поколение позаботилось о старших. Абай старался воспитывать в молодежи умение мужественно переносить трудности и несчастья, не поддаваться искушениям, сочетать глубокомыслие, бодрость и оптимизм («Талап, еңбек, терең ой, қанағат, рақым ойлап қой – бес асыл іс, көнсеңіз»).

В многовековой мудрости казахского народа заложен ответ на сегодняшние вопросы, это семейная идея. В молодежи необходимо воспитывать ответственность, привязанность к родной земле, высокоразвитое чувство взаимопомощи, бескорыстие, скромность, мягкость, толерантность. Идея воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности за заботу о родителях в старости и о собственных детях лежит в основе понятий «қара шаңырақ», «кенже ұл».

Старшие, мать и отец, в свою очередь должны проявлять заботу о детях, любить их и уделять им должное внимание. Знания о должном, правильном поведении дети получали от родителей, старших.

Может, в школах вновь нужно ввести предмет по этике и психологии семейной жизни, чтобы воспитывать из девушек хороших матерей?

– В самом менталитете казахских женщин быть хорошей матерью. Анализируя этнопедагогику нашего народа, можно ясно видеть, что ее отличительными особенностями всегда были почтительное отношение к старшим, которое выражалось в культе предков, к женщине-матери, чадолюбие. Заслуженным уважением пользуется женщина-мать. Однако культ ребенка постепенно забывается.

Очень важно правильно воспитывать девушек, и такое воспитание должно начинаться с семьи. Многие источники свидетельствуют о том, что у казахов существует культ матери, преклонение перед хорошей матерью. В нем выражена педагогическая оценка ее тысячелетней мудрости, понимающей, призывающей, использующей физические, педагогические, нравственные силы свои, отца, деда, бабушки. «Родичей много, а мать одна», «Ребенок без отца – наполовину сирота, а без матери – полный сирота», «Трижды на себе мать в Мекку свези – с материнским долгом не рассчитаешься». Этикет предписывает исключительно бережное отношение к матери, сестре, дочери, потому что женщина – хранительница семейного очага, опора мужа, мать своих детей, сестра. Вот об этих наших истоках важно сегодня не забывать.

«Осознать потенциал патрономии»

Наверное, критикуя девушек за утрату материнского инстинкта, нельзя снимать ответственность и с сильной половины человечества. Ведь партнер у той же 16-летней оступившейся матери был, и, насколько утверждают источники, он был совершеннолетним.

– Для казаха всегда был чрезвычайно важен его авторитет в обществе: «Честь народа – честь джигита», «Где знают тебя – ценят но достоинству, где не знают – ценят по одежде». Авторитетным может быть только тот, кто обладает совокупностью качеств, отражающих высокие понятия народа о чести, долге и моральной чистоте. Эти качества включают такие свойства, как благородство, правдивость, честность, скромность, благодушие, щедрость, бескорыстие. А народ в таком человеке никогда не ошибается: «У кого руки щедры, тому все дороги открыты», «Правде покоряются крепости», «Простота – признак не слабости, а человечности», «Достойный человек помнит добро. Недостойный через день забывает его», «Красив не тот, кто телом красив, а тот, кто душой красив».

Если человек обладает совокупностью этих качеств и следует общепринятым нормам поведения, то о таком человеке говорят: человечный, нравственный, соблюдающий нормы и правила. Следовательно, о нем можно сказать: «Он следует во всем этикету». В казахской семье дорожат ролью отца в воспитании детей. Он несет большую ответственность за сохранение рода, приумножение материального благосостояния семьи и завоевание доброго имени в народе. Особо он должен заботиться о воспитании сына в духе соблюдения народных правил поведения, в отношениях к другим людям, природе и родной земле. Многие пословицы и поговорки казахского народа служат тому подтверждением: «Добрый сын живет заботами народа, непутевый проживает труды народа», «Кто не уважает отца, тому нет уважения от своих детей» и другие.

Нужно ясно осознать положительные стороны нашего менталитета, его характера, психологии. К ним относятся коллективизм и родовые связи – патрономия. На наш взгляд, эти особенности характера нашего народа должны учитываться при воспитании казахстанской молодежи.

Беседовала Разия АБДЫКАДЫРОВА

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить
Рубрика: Социум

Добавить комментарий

Популярное