Страховой полис доктора Айболита
Какие плюсы у закона об обязательном социальном медицинском страховании?
Закон об обязательном социальном медицинском страховании вступил в силу 1 марта 2016 года. Он регулирует общественные отношения, возникающие в системе обязательного социального медицинского страхования, в целях реализации конституционного права граждан на охрану здоровья. Сейчас государство ищет инструменты для того, чтобы снизить нагрузку на бюджет, и в этот раз власти решили трансформировать одну из самых затратных статей расходов – здравоохранение. Редакция «Свободы Слова» узнала, что изменится и какие плюсы принесет данное нововведение гражданам Казахстана.
Кто платить не будет?
Система обязательного социального медицинского страхования построена на обязательных страховых платежах государства, работающего населения, работодателей и самозанятого населения. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Казахстана, пользуются правами и несут обязанность в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами республики.
От уплаты взносов в фонд социального медстрахования освобождаются 15 категорий граждан:
- дети;
- многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» и получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
- участники Великой Отечественной войны;
инвалиды; - лица, зарегистрированные в качестве безработных;
- лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
- лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
- лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка до достижения им возраста трех лет;
- пенсионеры;
- военнослужащие;
- сотрудники специальных государственных органов;
- сотрудники правоохранительных органов;
- лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях УИС, за исключением учреждений минимальной безопасности;
- лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.
Два пакета услуг
Обязательное социальное медицинское страхование включает в себя два пакета услуг. Первый – базовый пакет представляет собой гарантированный государством объем медицинской помощи, финансируемый из республиканского бюджета. Он будет доступен всем гражданам Казахстана. Включает в себя скорую помощь и санитарную авиацию, медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях и в экстренных случаях, профилактические прививки. Для непродуктивно самозанятого населения до 2020 года предусмотрено предоставление амбулаторно-поликлинической помощи с амбулаторно-лекарственным обеспечением за счет средств республиканского бюджета.
Второй – страховой пакет, предоставляемый из вновь создаваемого фонда. В него входит: амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная помощь (за исключением социально значимых заболеваний), стационарнозамещающая помощь (за исключением социально значимых заболеваний), восстановительное лечение и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, высокотехнологичная помощь. Право на получение данного пакета предоставляется гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Казахстане, за которых перечислялись взносы.
В дополнение к этим пакетам граждане при участии в добровольном страховании могут получить медицинские услуги на договорной основе.
Процент по возрастающей
Взносы работающего населения составят 2% от их доходов. При этом отчисления начнутся с 2019 года – 1% и в 2020 году – 2%. Отчисления работодателей составят 5% от дохода работника. При этом они начинаются с 2% в 2017 году, 3% – в 2018 году, 4% – в 2019 году, 5% – в 2020 году. За социально незащищенные слои населения страховые платежи будут вноситься государством из средств республиканского бюджета в размере 7% от среднемесячной заработной платы по экономике. Взносы государства будут также осуществляться поэтапно с 4% в 2017 году до 7% к 2024 году.
Прочие категории граждан, включая самозанятых, будут оплачивать 7% от дохода, но не ниже, чем с 1-й минимальной заработной платы. В 2017 году они перечислят 2%, в 2018 – 3%, в 2019 – 5% и в 2020 – 7%. Сбор и своевременность поступления страховых платежей будут регулироваться налоговым кодексом.
Адвокат Жангельды Сулейманов пояснил нам, что работодатель будет платить страховые взносы за сотрудника, не вычитая деньги из зарплаты.
– Работодатель не изымает эту сумму из зарплаты, он будет платить над ней. Сами работники начнут платить взносы с 1 января 2019 года, сначала 1%, потом 2%. Согласно Конституции мы имеем право только на определенную гарантированную медицинскую помощь. Сегодня никто не получает полный объем медпомощи. Она гарантирована лишь в каких-то определенных размерах. Остальное мы оплачиваем, например стоматолога. Нигде в мире стоматология не входит в список оказываемых медуслуг, – отметил Ж. Сулейманов.
Также адвокат сказал, что право на бесплатный объем гарантированной медицинской помощи останется. По мнению эксперта, решение о принятии закона очень правильное. Благодаря этому каждый гражданин получит равный доступ к медицине.
– После принятия закона о медицинском страховании государство оставляет право на гарантированную помощь. За остальную мы не будем платить напрямую больницам. Это будет происходить косвенно через фонд медицинского страхования. Он будет отбирать лучшие государственные и частные клиники и заключать с ними договоры. При посещении медицинского учреждения пациентом будут фиксироваться его данные. Затем клиники будут сдавать акт выполненных работ. Тарифы будут утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития. Деньги за пациентов будут идти из фонда в учреждение. Это очень правильное решение. Сейчас не все могут позволить себе визит к терапевту за 4 тыс. тенге. При социальном страховании даже те, кто получает зарплату 50 тыс., смогут получать помощь на 100-150 тыс. тенге. Это называется равный доступ к медицине. Грубо говоря, богатые оплачивают за счет своих взносов лечение бедных. Тут такой принцип. Если человек получает 500 тыс., то брать будут только с 300 тыс. Будет определенный лимит суммы, с которой можно отчислять, – разъяснил адвокат.
Деньги останутся в целости
Многие беспокоятся о сохранности своих взносов, боятся, что получится как в аналогичной ситуации в 1990-х. Однако министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова на презентации проекта отметила, что страховые платежи будут аккумулироваться в фонде социального медицинского страхования. Его создадут в форме акционерного общества, единственным учредителем и акционером которого станет государство, гарантирующее сохранность активов фонда.
Также министр сообщила, что внедрение обязательного социального медицинского страхования позволит повысить качество и доступность медицинских услуг.
– В первую очередь за счет приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, развития частной медицины и повышения конкуренции между медорганизациями. Кроме того, создание фонда будет способствовать снижению уровня неформальных платежей, – отметила Т. Дуйсенова.
Дело в том, что предоставлять медицинскую помощь будут как государственные, так и частные клиники. Если принимать пациентов будут только госполиклиники, то эти учреждения физически не смогут обслужить всех желающих. В результате частные медучреждения будут заинтересованы получить как можно больше госзаказа. Благодаря этому качество медицинских услуг может повыситься.
Три вопроса к министерству
Однако везде есть подводные камни. Адвокат Жангельды Сулейманов считает, что после изучения закона возникают некоторые вопросы. Он надеется, что эти моменты будут доработаны.
– Конечно, есть небольшие недоработки. Во-первых, неясно, каким образом можно определить, что лицо застраховано, будет ли создана какая-то база. В России бумажный вариант, но там часто подделывают. Второй вопрос – прикрепление к поликлинике. В связи с этим получается, что нельзя получать гарантированную помощь за ее пределами, выехав в командировку либо в отпуск. Сможет ли лицо обратиться за помощью за пределами города и страны, неизвестно. Третье – может быть дискриминация в отношении поликлиник. Они все разные по уровню, соответственно, люди в Алматы будут получать помощь другого качества по сравнению с людьми, например, из пригорода. Неясен вопрос с тарифами, будут ли они утверждаться в согласии с медицинскими учреждениями. Есть опасения, что появятся лжепациенты. Вместе с тем разработчики сообщили, если рейтинг эффективности лечения будет падать, у поликлиники могут отозвать право работать в системе социального страхования. Но сама идея шикарная. У нас люди сами не хотят покупать страховки добровольно, а государство обязано думать о своих гражданах. Если они не хотят покупать сами и думать о своем здоровье, то государство будет это делать в обязательном порядке. При этом медицинские учреждения будут обеспечены работой, – выражает оптимизм эксперт.
Анализируя опыт работы медиков в развитых странах мира, казахстанские специалисты пришли к выводу, что для нашей страны социальное медицинское страхование – наиболее приемлемая модель развития системы здравоохранения. Несмотря на то что медицинское обслуживание у нас формально бесплатное и государством обеспечивается гарантированный объем медицинской помощи за счет бюджета, а по существу за многие медуслуги люди платят. Внедрение системы обязательного медицинского страхования призвано дать человеку право выбора лечиться там, где ему нравится, где ему будут предоставлены лучший сервис и качество.
Ольга ДАРИБАЕВА
Рисунок Игоря КИЙКО