Машина времени: что ждет Алматы через 15 лет?

 

что ждет Алматы через 15 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мечты о будущем становятся фантастикой, когда у них нет реальной основы – географической, экономической, социальной. Поэтому, работая над нашим спецпроектом «Машина времени», мы стараемся изучать открытые источники и планы тех, от кого действительно зависит будущее, – чиновников, финансистов, строителей, ученых. Алматы – наш самый большой город. Экран его жизни насыщен самыми яркими пикселями. Здесь в бесконечном поиске работают десятки тысяч бизнесменов. Здесь на алтарь культуры жертвуются сотни жизней самых талантливых актеров, музыкантов и художников. Здесь от Шымбулака до Арбата несется с Алатау неиссякаемый источник вдохновения и жизнелюбия. И все же город, взращенный под пение горного бриза и степного ветра, нуждается в переменах. Социальных, архитектурных и, конечно же, транспортных. Каким из них суждено будет сбыться? Попробуем заглянуть в завтрашний день.

Население, экономика и архитектура

что ждет Алматы через 15 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все прогнозы по Алматы на ближайшие годы зависят от двух событийных вилок. Первая случится очень скоро: 31 июля 2015 года в Куала-Лумпуре состоится сессия Международного олимпийского комитета, которая определит столицу Олимпиады-2022. Вторая вилка является вневременной и постоянно нависает над городом – речь идет, конечно же, о потенциальном большом землетрясении. Но поскольку футурология, как правило, оптимистична, будем учитывать сценарий, по которому Алматы опередит Пекин в олимпийском марафоне, а землетрясения не произойдет.

При таком развитии событий официальная численность населения города достигнет 1,9 миллиона человек. А к 2030 году, вопреки прогнозам архитекторов, – уже 2,3 миллиона. По сути, речь идет об абсолютном максимуме, на который рассчитан Алматы. Поэтому уже после этой психологической демографической отметки начнется системное заселение алматинской агломерации. Узунагаш, Капшагай, Шилик станут играть роль контрмагнитов: с новыми промышленными объектами, дополнительными рабочими местами и благоприятными условиями для проживания. При этом Алматы все больше будет становиться городом-развлечением, городом-мечтой наподобие Лос-Анджелеса или Голливуда, где очень трудно и дорого жить, но при этом весело проводить время.

что ждет Алматы через 15 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как и в Астане будущего, в Алматы после 2020 года полноценно заработают «карты горожанина», которые дадут право на обучение, перемещение, трудоустройство, медицинское обслуживание, торговлю, использование транспорта.

После того как в 2018 году из Алматы уйдет Национальный банк (а вслед за ним потянутся и головные офисы банков второго уровня), город полностью перенаправит свои силы на развитие малого и среднего бизнеса. Благо, что постоянный рост населения по-прежнему делает выгодным здесь открытие магазинов, предпринимательских объектов и развлекательных центров. Кроме того, к 2025 году будет рассматриваться вопрос о возвращении Алматы в список «игорных городов», но уже международного значения.

В противоположность этому мегаполис продолжит развиваться как исламский финансовый хаб СНГ. Специально для этого Национальный банк до 2020 года решит соответствующие проблемы законодательства, дефицита кадров и взаимодействия с международными исламскими финансовыми организациями.

До 2020 года будут приняты новые стандарты строительства, предусматривающие на 30 процентов усиление несущих конструкций зданий. При этом в 2025 году в мире завершится период сейсмической нестабильности, длившийся на протяжении 30 лет. Поэтому опасения жителей и специалистов на определенный период отойдут на второй план.

что ждет Алматы через 15 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вблизи Алматы будут построены четыре города-спутника – Gate City, Golden City, Growing City, Green City, каждый из которых будет выполнять определенные функции.

Старый центр города – проспект Абая, район реки Есентай, улица Гоголя и район Малой Алматинки – вплоть до 2030 года останется практически без изменений. Там будут сохранены не только театры и научные учреждения, но и жилые дома.

До 2018 года озеро Сайран вновь станет одним из самых популярных мест отдыха алматинцев. Здесь по западному и восточному берегам будут построены аквапарки, аттракционы, кафе и рестораны.

Транспорт

что ждет Алматы через 15 летПожалуй, самая болезненная тема для жителей Алматы. Именно поэтому будущее транспортной отрасли максимально заставлено проектами, здесь тесно лавировать и проявлять фантазию. Основная тенденция, которую можно предсказать, это агрессивное вытеснение автовладельцев с дорог путем создания большого количества пешеходных улиц, выделенных автобусных и легкорельсовых маршрутов, расширения метро, существенного повышения цен на парковки и даже само использование асфальтного полотна. Так или иначе любые реформы здесь будут вызывать противоречивые чувства, потому что в мегаполисах общее всегда выше частного. И в решении глобальных задач города, как правило, не останавливаются перед проблемами отдельно взятых граждан.

Во-первых, переход автомобилей на газ. В 2030 году в Казахстане объем добычи газа составит 60 млрд кубических метров. На фоне сокращения его экспорта внутренний рынок перенасытится дешевым топливом, и газ займет 50% моторного топлива у алматинцев.

Во-вторых, метро. В 2017 году будет открыто направление «Сарыарка» – «Достык» протяженностью 3,1 км. В 2018 – «Достык» – «Калкаман» протяженностью 2,62 км.

В 2025 году полностью завершится строительство первой ветки. В нее войдут новые станции в северном направлении: «Жансугурова», «Большой Алматинский канал», «Стадион», «Жумабаева», «Будённого», «Алматы-1».

В этом же году будет дан старт пятилетнему строительству второй ветки метрополитена с 10 станциями: «Думан», «Центральный парк», «Достык», «Желтоксан», «Байтурсынулы», «улица Ауэзова», «Алатау-2», «проспект Жандосова», «улица Каблукова», «микрорайон Орбита».

В 2030 году начнется возведение третьей линии через город с юга на север, начинающаяся в микрорайоне Казахфильм и заканчивающаяся соединением с первой веткой в районе Нижней Пятилетки. Тогда же после долгих споров и дискуссий официально встанет вопрос о создании еще одной линии – кольцевой.

В-третьих, автодороги. В 2019 году будет завершено строительство Большой алматинской кольцевой автодороги, которая включит в себя 8 развязок, 19 мостов, 19 эстакад и путепроводов. Ее протяженность составит 65,5 километра. Она охватит Алматы полукольцом, начиная с верхней каскеленской трассы, пересекая магистрали Алматы – Ташкент, Алматы – Астана, Алматы – Усть-Каменогорск, Кульджинский тракт и соединится с трассой, ведущей в Талгар.

что ждет Алматы через 15 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 2020 году также начнут функционировать новые транспортные развязки – на пересечении ул. Райымбека с ул. Ауэзова до поселка Калкаман, на пересечении ул. Саина и пр. Рыскулова, на ул. Бокейханова и Северное кольцо, на пр. Сейфуллина – ул. Жансугурова, на ул. Тлендиева и пр. Рыскулова, на пересечении пр. Рыскулова с Кульджинским трактом, на пересечении пр. Аль-Фараби – Ремизовка.

Будут пробиты проспект Суюнбая до улицы Бекмаханова с эстакадой через железнодорожные пути. От микрорайона Дархан до Северного кольца пробьют дорогу вдоль Большого Алматинского канала. Будет также пробита ул. Тлендиева от ул. Акан-серы до Большого Алматинского канала, а ул. Фурманова – до Жансугурова с эстакадой через железнодорожные пути. В свою очередь проспект Абая будет пробит от ул. Момышулы до ул. Ауэзова, а оттуда – в микрорайон Калкаман.

В-четвертых, БРТ и ЛРТ. До 2020 года по Алматы будет налажено как минимум пять сквозных маршрутов скоростных автобусов (БРТ). Один из них пройдет от ул. Жандосова вниз до ул. Тимирязева – Байтурсынова – Сатпаева – Желтоксан – пр. Райымбека – развязка Талгарского и Кульджинского трактов. Таким образом, весь город будет охвачен общественным транспортом по диагонали.

По улице Панфилова от Толе би в сторону Макатаева пройдет первая линия легкорельсового транспорта (ЛРТ). При этом движение личного транспорта на этом отрезке улицы будет прекращено. Там будут предусмотрены велосипедные дорожки, уголки отдыха. Вторая линия ЛРТ пройдет от автовокзала «Саяхат» по ул. Кунаева, Толе би и Жарокова в микрорайон Орбита до депо на ул. Торайгырова. К слову, ЛРТ пойдет по модернизированным трамвайным путям.

К 2030 году в Алматы вдоль рек появится первый кабельный общественный транспорт – автобусы, подвешенные над землей и не зависимые от обычных дорожных пробок.

что ждет Алматы через 15 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В-пятых, аэропорт. Специально к Олимпиаде в 2021 году появится два новых международных терминала.

К 2030 году будет построен новый аэропорт в 48 километрах от северо-восточной части города, недалеко от поселка Жетыген. Его пропускная способность составит 10 миллионов пассажиров в год на первом этапе с возможным увеличением до 40 миллионов, а площадь составит 2000 гектаров.

В-шестых, междугородние перевозки. К 2019 году Астану и Алматы свяжет новая автомобильная магистраль. Благодаря этому дорога до Капшагая станет бетонной. Также по маршруту до водохранилища начнут постоянно двигаться современные легкие электрички.

До 2020 года при въезде в Алматы будет построено пять новых автовокзалов в районе Калкамана, поселка Первомайского, Кульджинского тракта, поселка Кайрат Илийского района и Каменки. Кроме того, до 2025 года станет полноценно действовать третий железнодорожный вокзал на станции Боралдай, который будет обслуживать 35% горожан, проживающих в западной части города.

В этот же период появится новый короткий путь до Иссык-Куля протяженностью 280 километров через аул Карасай-батыр.

Универсиада и Олимпиада

что ждет Алматы через 15 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С 28 января по 8 февраля 2017 года Алматы примет 28-ю зимнюю Всемирную универсиаду. К турниру будут построены ледовый дворец вместимостью 12 тысяч мест, ледовая арена вместимостью 3 тысячи зрителей и атлетическая деревня на 5 тысяч мест. Соревнования пройдут на самом высоком организационном уровне, а сборная Казахстана в общекомандном зачете войдет в первую десятку.

В 2022 году с 4 по 20 февраля в Алматы состоятся XXIV зимние Олимпийские игры. К этому периоду в городе дополнительно построят лыжную трассу и трассу для бобслея рядом с лыжным трамплином. Также возведут горнолыжную базу Tau Park на 12 тысяч зрительских мест, три олимпийские деревни – Алматы, Акбулак, Медеу примерно на 7500 мест, медиацентр для журналистов и центр питания для спортсменов. Реконструкции подвергнутся Дворец спорта им. Балуана Шолака (увеличится количество мест с 5000 до 6600), ледовый каток «Медеу» и Центральный стадион (оба обретут крышу).

К обеспечению безопасности будут привлечены 8000 военнослужащих, 2500 полицейских, 500 пожарных, 1000 сотрудников скорой помощи, 3000 волонтеров, – всего около 20000 человек. До проведения Олимпиады метро Алматы должны продлить на 17,6 километра. Пассажиров будут перевозить 28 составов метро, 21 трамвай, 256 троллейбусов, 1944 автобуса. Что касается спортивных результатов сборной Казахстана, то она войдет в число 12 стран, набрав порядка 12 медалей, из них 3 – золотые.

С 4 по 13 марта 2022 года Алматы на тех же спортивных объектах примет Паралимпиаду.

В итоге в 2030 году в городе будет фактически решена проблема транспорта и обеспечены необходимые меры по безопасности. Благодаря Олимпиаде и своим туристическим красотам Алматы станет одним из самых узнаваемых городов, куда потянутся сотни тысяч новых туристов со всех уголков мира.

Подготовил Азамат БАЙГАЛИЕВ

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить
Рубрика: Интервью, Социум

Добавить комментарий

Популярное