Лайла Ахметова: «Нация единого будущего» касается каждого казахстанца»

Лайла Ахметова

По мнению директора центра ЮНЕСКО, доктора исторических наук, профессора КазНУ им. аль-Фараби Лайлы Ахметовой, 2015 год войдет в историю государства как год начала пяти президентских реформ и «100 конкретных шагов». Темами нашей беседы с известным казахстанским ученым стали модернизация системы образования и 76-й шаг реформ.

В ожидании цивилизационного рывка

Лайла Сейсембековна, какую оценку научное сообщество сегодня дает Плану нации?

– «100 конкретных шагов» касаются каждого гражданина страны, но еще для каждого определены и конкретные задачи по его профессии, по жизни общества в целом.

К примеру, четвертая президентская реформа «Нация единого будущего» касается всех и каждого: это жизнь наших детей и внуков, жизнь всей страны в недалеком будущем. Мы знаем, что мы должны быть одним из передовых государств по всем направлениям: экономики, политики, демократии, гражданского общества, социального обеспечения тех, кому это необходимо. Но для этого мы должны быть сильным, богатым и социальным государством. Все это определяется в Конституции Республики Казахстан. Все это на протяжении третьего десятилетия нашей истории мы последовательно претворяем в жизнь.

Какую из конкретных реформ государства вы могли бы выделить?

– В «100 конкретных шагах» я, как ученый, обратила внимание на 76-й шаг: «Повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. Поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности. Внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования успешных школ».

За время нашей независимости сделано в образовании определенно много. Мы постоянно идем по нарастающей. Да, советская школа образования, как выяснилось, была лучшей в мире. И мы это знаем. Но это была лучшие в мире школа и образование ХХ века.

Конец ХХ и начало ХХI века привнесли в образование совершенно иные стандарты, другое понимание обучения, поэтому мы постоянно находимся в движении. Реформы в школах и во всем образовании идут постоянно. Кому-то они нравятся, кому-то нет, потому что все считают себя специалистами в образовании, для всех этот процесс знаком, так как каждый гражданин Казахстана прошел его или в качестве обучаемого, или в качестве преподавателя. Отсюда и разные взгляды.

Кто-то с ностальгией вспоминает советское образование. И это правильно. Мы должны взять, и берем оттуда самое лучшее. И все прекрасно понимают, что это уже прошлое, его нельзя вернуть, но и нельзя сегодняшнее образование строить по меркам ХХ века. Это будет шаг назад, и наш президент Нурсултан Назарбаев тогда нацелил на реформы. Реформа «Нация единого будущего» готовит будущий цивилизационный рывок вперед. Он заключается в том, чтобы быть в числе первых, стать лидером в образовании.

Трудный и сложный процесс

Какие меры уже приняты в этом направлении?

– Мы подписали многие международные документы в продвижении образовательного процесса, в решении совместных задач с большинством стран мира. Через Болонский процесс стали одними из первых на постсоветском пространстве, которые ввели бакалавриат и магистратуру, PhD, вводим 12-летнее обу­чение. Процесс не одного года и даже не десятилетия. Трудный и сложный процесс, идущий с конца 1990-х годов. Не сразу дает результат, но провозглашаемый главой государства лозунг «Обучение всю жизнь» дает результаты уже сегодня.

Много мы говорим о 12-летнем обучении в школах. Это реальность стран Запада. Для них уже давняя история, имеются опыт и практика. А мы пока спорим и говорим о том: надо это или не надо. Поэтому, я думаю, неслучайно наш президент вывел 12-летнее обучение как одну из тактических задач, решить которую мы должны в ближайшее время.

К каким последствиям приведет введение двенадцатилетки?

– За решением этой задачи стоят грандиозные изменения в среднем образовательном звене нашей страны. Я была на многих конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам, какой должна быть современная школа с 12-летним образованием. Слушала дискуссии, сама участвовала в дебатах и выступала на конференциях в качестве ученого, практика, общественного деятеля, просто гражданина и матери своих детей. Действительно, этот вопрос касается каждого из нас и рассматривается в Казахстане с разных точек зрения. Сегодня мы знаем, что 12-летнее обучение будет, и мы к нему должны готовиться.

Конечно, беря от ХХ века многое и лучшее, мы должны построить казахстанскую школу с 12-летним образовательным процессом по-иному, по современным стандартам качества и перейти от массового обучения к индивидуальному.

В качестве примера возьму один аспект, который должен пройти связующей нитью через все предметы, обучаемые в школе. Это информационно-коммуникативные тех­нологии (ИКТ). С нулевого или первого класса они должны присутствовать на каждом уроке. Новые технологии должны быть сквозными, проходящими все предметы и все классы, то есть во временном и профессиональном пространстве.

Ежегодно в КазНУ им. аль-Фараби поступают сотни студентов. Я более сорока лет преподаю на гуманитарных факультетах, в частности сегодня на факультетах журналистики, философии и политологии.

В августе-сентябре каждого года первокурсники знакомятся с вузом, а мы знакомимся с ними. Как журналист и педагог, я задаю им много вопросов по школе, через тестирование и интервьюирование мы проверяем их знания, делаем оценку качества знаний по предметам, которые будут основой для университетского образования.

Уже не одно поколение школьников было обучено информатике. Это правильно, это похвально. Мне импонирует тот факт, что на гуманитарные факультеты, где я преподаю, приходят абитуриенты, не только знакомые с ИКТ, но и активно их обучающие, внедряющие их в свой образовательный и иные процессы. Это новое поколение людей, совершенно иное по сравнению даже с первокурсниками пяти-, десятилетней давности.

И здесь возникают вопросы подготовки в области ИКТ самих преподавателей в университетах, учителей школ, а потом уже и школьников, абитуриентов, студентов. И вот в этом наше узкое звено. Ведь практически все мы дилетанты. Об этом я говорила на международной конференции ОБСЕ в 2010 году в Астане, на совещаниях БДИПЧ/ОБСЕ в Варшаве (Польша) в 2008-2012 годах, других международных конференциях в настоящее время. Новые технологии с каждым годом обновляются дважды-трижды, а наше сознание и наши умения не успевают за этими явлениями. И не успевает не только старшее, но и среднее поколение. Есть только небольшой круг людей, который занимается этим профессионально, да и то узкими проблемами.

Медиаграмотность и медиаобразование

А какие конкретно направления информационного обучения вас интересуют, где нам стоит прибавить более всего?

– Это информационная составляющая медиаобразования сначала педагогов, потом и школьников.

Если медиаобразование раньше было введено как обучающая часть в программы детских садов Австралии и Канады, то в настоящее время во всех развитых странах обучение медиаобразованию – обязательная составляющая в школах и среднем звене обучения. На постсоветском пространстве только Россия ввела профессию медиапедагога с 2000 года, а предмет «медиаобразование» в школах с 2002 года. На сегодняшний день в России изданы тысячи статей, более 500 учебных пособий и учебников. У нас в Казахстане издано только несколько статей и учебных пособий. Предмета в школах и детских садах нет, да и в высшем звене также.

В Казахстане мы говорим пока только о медиаграмотности, обучаем через ряд предметов по нескольким профессиям высшего образования. Мы безнадежно отстаем в этом направлении. И наши дети обучаются самостоятельно. Вот тогда и наступает вопрос медиабезопасности страны. Информационная безопасность в полную силу заявила о себе только в нулевые годы ХХI века. В глобальном плане через телевидение и интернет мы не видим самой войны, но видим информационные войны, манипулирование общественностью со стороны других государств.

Но какая-то работа уже начата?

– В школах мы изучаем только «железо» и программное обеспечение. Предмета по медиаобразованию у нас нет. Как мы можем подготовить молодого человека быть во всеоружии? Как он должен быть готов ориентироваться в информационных потоках, не отстать от цивилизационных вызовов времени? Как разобраться в многообразии информации в интернете, да и в других цифровых материалах? Как узнать не только автора, но и того, кто за ним стоит? Кто хозяин сайта или иного информационного портала и прочее? Почему этот материал был подан в таком виде, в таком жанре, в такое время? Все это должен знать школьник и молодой человек. Он должен сам разобраться во всем многообразии информационного потока мировых социальных сетей. Этому должен научить школьный медиапедагог. А медиапедагога должен подготовить университет.

Впервые в истории нашей страны Казахский национальный университет им. аль-Фараби благодаря выигранным лотам фундаментальных исследований Министерства образования и наука четвертый год работает в этом направлении. Мы готовы начать подготовку специалистов высшего звена – медиапедагогов страны для школ и университетов Казахстана.

Уверена, что стране необходимо в рамках школьного 12-летнего цикла ввести предмет «медиаобразование» и в темы других школьных предметов – информационно-коммуникационные технологии. Такова, на мой взгляд, первейшая задача в решении 76-го шага Плана нации.

Подготовил Азат ГАЛИЕВ

 

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить

Добавить комментарий

Популярное