Карты, деньги и «Оңай»

Как теперь работает система электронного билетирования в алматинском транспорте?

онай

Вокруг системы электронного билетирования горят нешуточные страсти. Некоторые до сих пор не поняли все тонкости системы. Мы выяснили, как сегодня работает система «Оңай», каковы доходы контролирующей процесс транспортной компании и когда введут проездные.

Проездные – для разных категорий

онай

С 1 октября в общественном транспорте Алматы начали устанавливать терминалы электронного билетирования. Тогда же карты «Оңай» появились в продаже. Стоимость обычного проезда – 80 тенге, льготного – 40 тенге. А с 11 января в автобусах, троллейбусах и метро полностью перешли на безналичный расчет.
Система позволила увеличить в разы сборы за проезд, так как исключает теневой оборот средств. Проект охватил все направления пассажирских перевозок: автобусы, троллейбусы, метро – причем, как муниципальный транспорт, так и частный.

Карты оплаты имеют два вида: общегражданского назначения и льготные, которые разделяются на подкатегории (карта школьника, студента и социальная). Школьную и студенческую выдают в учебном заведении. Иногородний школьник от 7 до 15 лет может получить карту в транспортном холдинге. Социальная транспортная карта предназначена для оплаты проезда пенсионерами. Предоставляется льготный проезд 50% от стоимости тарифа на городском общественном транспорте. Проезд по социальной транспортной карте для пенсионеров старше 75 лет – бесплатный. Кроме того, существует транспортная карта ветерана Великой Отечественной войны. Проезд для них также бесплатный.

Как сообщили в транспортном холдинге, в ходе 50-й сессии маслихата г. Алматы 27 января 2016 г. депутаты одобрили дополнение перечня категорий граждан г. Алматы для предоставления льготного проезда в общественном транспорте.

С 1 марта 2016 года введут бесплатный проезд инвалидам 1 и 2 группы, по зрению, детям-инвалидам до восемнадцати лет, людям, приравненным к участникам и инвалидам Великой Отечественной вой­ны и 50-процентную льготу многодетным матерям (имеющим четверых и более детей до достижения ими 18-летнего возраста). Кроме того, появятся проездные билеты стоимостью 1000 тенге для школьников, пенсионеров по возрасту и многодетных матерей — 2000 тенге, учащихся технического и профессионального образования, студентов высших учебных заведений очной формы обучения – 3000 тенге.

Стоимость обычной электронной карты составляет 400 тенге. Там уже есть стоимость одной поездки. 320 тенге – залоговая сумма. В том случае, если карта больше не нужна, ее можно отнести в транспортный холдинг Алматы, там вам вернут за нее деньги. Стоит сказать, что комиссия при покупке поездок на карту взиматься не будет.
Пассажиры могут пополнить баланс в терминалах оплаты, с помощью смс «Билайн», через электронную систему платежей Казахстана, онлайн-способом и через P.O.S.-терминалы.
Проверить остаток средств можно во всех терминалах электронной оплаты, нажав нижнюю кнопку «Информация по карте» и приложив к нему карту, в платежных терминалах «QIWI», через мобильное приложение, сайт «CityBus» и финансовый портал «Казкома».

«Зайцы» будут пойманы и наказаны

С 18 января к административной ответственности привлекают всех, кто не оплатил проезд с помощью электронной карты. Штраф предусмотрен статьей 622 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение правил пользования общественным городским и пригородным транспортом». За уклонение от оплаты за проезд на общественном транспорте будет налагаться штраф в размере 2 МРП (4242 тенге). Однако не так страшен черт, как его малюют. Старший контролер КРУ транспортного холдинга Алматы Надежда Байгажанова рассказала, что в случае отсутствия карты, ее можно приобрести у водителя или контролера и сразу оплатить проезд.

– Если нет карточки «Оңай» у пассажира, мы предлагаем приобрести ее и сразу произвести оплату за проезд. Сейчас почти 98% пользуются «Оңай», потому что это удобно. Однако зайцев тоже прилично. Имеют карточки, но умудряются не оплачивать проезд. Мы в данное время не штрафуем, проводим профилактическую беседу, предупреждаем. Да, есть пассажиры, которые пополняют баланс перед посадкой и в течение 15-20 минут они не могут произвести оплату в общественном транспорте, так как их карта находится в стоп-листе. Таких пассажиров мы просим, чтобы они перед выходом пробили свои карточки. Теперь наша задача – предупреждать пассажиров о том, чтобы баланс на карточке пополнялся вовремя, таким образом, мы сможем добиться, чтобы на каждом маршруте была 100-процентная оплата за проезд, – говорит Надежда Байгажанова.

Мифы нужно опровергнуть

В «Оңай» нет магнитного слоя. В карте содержится электронный чип. Отключение терминалов с помощью Bluetooth-смартфонов и магнитиков технически невозможно. Также невозможно снятие баланса с карт пассажиров при проверке факта оплаты за проезд контролерами, так как на терминалах контролеров для проверки отсутствует функция снятия баланса. Председатель Ассоциации перевозчиков Алматы Роберт Кан считает, что люди придумывают разные версии, чтобы не оплачивать проезд.

– Люди не хотят платить за проезд и придумывают всякие версии и домыслы. Например, о том, что с карточки снимается 20 тенге в процессе проверки карточки контролером. Разговоры про то, что Bluetooth и магнитиками можно отключить терминал – это вымыслы, чтобы не платить за проезд, – уверен Р. Кан.

Пресс-секретарь транспортного холдинга Эльмира Киргеева сообщила, что вопреки расхожему мнению, транспортный холдинг терпит убытки.

– Более шести месяцев 2015 года через СМИ и все виды рекламных носителей сообщалось о том, что в январе 2016 года в общественном транспорте города состоится полный переход на безналичную форму оплаты за проезд. Однако большинство пассажиров не приобрели карты «Оңай» до момента полного перехода на систему электронного билетирования.

Несмотря на это, за три недели января 2016 года горожане приобрели около 300 тыс. карт. 8 февраля 2016 года по всем картам «Оңай» осуществлено более 676 тыс. транзакций на 42 млн тенге. Транспортный холдинг оснащает все транспортные средства компаний-перевозчиков оборудованием системы за свой счет. Покрытие расходов на эксплуатацию системы и возвратность долгосрочных инвестиций предусматривается комиссией оператора в размере 10% с суммы оплаты за проезд, на основании заключенных договоров с компаниями-перевозчиками. По состоянию на 31 января 2016 года холдинг понес операционные убытки в размере 650 млн тенге, – сообщила Э. Киргеева.

Ольга ДАРИБАЕВА

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить
Рубрика: Социум

Добавить комментарий

Популярное