Эдуард Полетаев: «Общественный контроль повышает активность избирателей»

Эдуард Полетаев

20 марта состоятся выборы в мажилис и маслихаты, и одним из важных событий стартовавшей электоральной кампании стало возобновление работы Республиканской общественной комиссии по контролю за выборами (РОККВ). О том, какая миссия возложена на комиссию сегодня и какие меры должны быть приняты, чтобы прозрачность проведения выборов не вызывала ни у кого сомнений, мы побеседовали с членом РОККВ, известным казахстанским политологом Эдуардом Полетаевым.

Итак, Республиканская общественная комиссия по контролю за выборами вновь начала свою работу. На ваш взгляд, насколько за десять лет своего существования этот механизм общественного контроля себя оправдал?

– Открытость – один из краеугольных принципов проведения выборов. В ходе предвыборной кампании избиратель получает множество информации о партиях, их кандидатах, политических программах. При этом, к сожалению, не все граждане знают свои права, законодательство о выборах. И работа республиканской комиссии за прошедшие годы способствовала как раз повышению правовой грамотности, высокой активности избирателей. На взгляд многих экспертов, РОККВ с каждыми выборами показывает более высокий уровень профессионализма и вовлечения активистов в процесс подготовки и проведения избирательной кампании. Достаточно вспомнить, что на состоявшихся в прошлом году президентских выборах впервые по всей стране работали около 10 тыс. казахстанских наблюдателей, которые обеспечили покрытие всех избирательных участков.

Кроме того, комиссия выполняет важную роль в контроле над обеспечением равных условий для всех участников выборов и пресечения попыток нарушения законодательства. Она, по сути, является подспорьем народному волеизъявлению. А ее содержательная, интенсивная и консолидированная работа, без всякого сомнения, нацелена на то, чтобы обеспечить на выборах четкий результат с точки зрения закона и реальную политическую конкуренцию.

Не стоит забывать, что результаты выборов так или иначе касаются всех граждан страны. Поэтому видов общественного контроля существует сразу несколько. К примеру, к выборам готовятся такие виды госорганов, как суд, прокуратура, полиция, министерства и ведомства, Центризбирком. С одной стороны, их трудно назвать органами общественного контроля, так как они зависимы от государства, однако они тоже представители общества. Кроме того, неравнодушны к электоральному контролю по понятным причинам представители политических партий и их кандидатов. Особый интерес имеют представители средств массовой информации, наблюдатели, местные и иностранные, члены избирательных комиссий.

РОККВ – это еще одна группа контролеров, общественная организация, которая еще в 2005 году включилась в процесс. При этом к этой группе можно отнести не только 24 человека, вошедших в комиссию, но и всех казахстанцев, которые, например, будут обращаться в организованный РОККВ call-центр для консультаций и приема обращений граждан.

Какая миссия возложена на РОККВ на нынешних парламентских выборах? Какие задачи вы сами перед собой ставите?

– Во время проведения президентских выборов в 2005, в 2011 и в 2015 годах, а также парламентских в 2007 и 2012 годах комиссией уже накоплен большой практический опыт сути и механизмов общественного контроля. Они уже доказали свою эффективность. Миссия заключается в содействии обеспечению прозрачности избирательного процесса, а также конституционных прав избирателей и кандидатов от партий.

Комиссия взяла на себя широкий объем работы. Это мониторинг всех стадий избирательного процесса, выезды в регионы, проведение семинаров-тренингов и круглых столов, проверки по обращениям граждан, политических партий, подготовка наблюдателей, издание и распространение методической литературы, взаимодействие с ЦИКом, Генеральной прокуратурой, международными наблюдателями и СМИ. Также планируется принимать меры общественного реагирования на выявленные нарушения.

Во всех областных центрах, а также в Астане и Алматы созданы филиалы РОККВ. По стране планируется задействовать порядка 11 тыс. наблюдателей. Затем по результатам электоральной компании комиссией будет составлен и представлен отчет. Думаю, что все казахстанцы заинтересованы в том, что комиссия будет держать на прозрачном, профессиональном и беспристрастном контроле электоральный процесс.

Как вы думаете, какие меры должны быть приняты, чтобы прозрачность не вызывала ни у кого сомнений?

– Механизмов и технологий имеется множество. Самая простая и часто применяемая мера – это использование прозрачных урн для голосования. Кроме того, это улучшение выборного законодательства, экзитполы, четко составленные списки голосующих, видеотрансляция с избирательных участков, маркировка пальцев избирателей и т. д. В разных странах по-разному. И все равно всегда находятся недовольные! Поэтому, думаю, смысл идеальных, прозрачных выборов должен быть органично связан с факторами, воздействующими на электоральное поведение. Выборы должны быть показателем зрелости нашего общества, его высокой политической культуры и социализации, стремления к уважению избирателей. А они в свою очередь проголосуют рационально, как на основе личного интереса, так и с уважением к будущему страны.

В РОККВ вошли многие известные личности: политологи, музыканты, бизнесмены, общественные деятели, экономисты. Чем обусловлен такой состав?

– Выборный процесс – это, в том числе, борьба идеологий, ресурсов, эмоций. И не все, имеющие отношение к нему, адекватно его воспринимают и оценивают. Порой даже мешают. Кто-то преследует свои популистские цели и интересы, кто-то, например какой-нибудь зарубежный наблюдатель, преисполнен навязанных стереотипов и транслирует их через СМИ и т. д. Отсюда рост потребностей в общественном контроле со стороны людей неангажированных, имеющих собственное мнение. Их нахождение в составе членов комиссии – эффективный стоп-фактор. Такой пестрый состав говорит о том, что у его членов будет разный спектр мнений. Согласитесь, даже терминологический инструментарий, скажем у музыканта и бизнесмена, существенно отличается. И задействование по возможности широкого спектра мнений в рамках комиссии создает некий правильный баланс при оценке выборов.

В 2015 году в стране были запущены масштабные реформы. Является ли предстоящая электоральная кампания в мажилис и маслихаты их логическим следствием?

– Безусловно. Реализация Плана нации «100 конкретных шагов» на практике – довольно непростая системная работа, длящаяся, разумеется, не один день. Она имеет глубинный политический смысл, поскольку произведен запуск механизма, чья задача – сделать страну лучше. Кроме того, проводимые в стране реформы – это еще и канал политической коммуникации между властью и народом, «улица с двухсторонним движением». Сама масштабность этих реформ предполагает необходимость их оценки в глазах общества. Общество в свою очередь транслирует свои пожелания и ожидания к системе государственного управления посредством голосования на выборах.

Кроме того, в прошлом году мажилис парламента проделал огромную работу, создав законодательную базу в рамках реализации Плана нации. А затем депутаты сами заявили, что свою миссию выполнили. Получается, что новая правовая среда создана, программа действий есть, теперь дело за дальнейшей модернизацией страны, созданием и укреплением качественных и профессиональных институтов. Так что обновленные депутатские корпуса мажилиса и маслихатов должны принести стране новую энергию и свежие идеи.

На ваш взгляд, что даст синхронизация выборов в мажилис и маслихаты?

– Один из популярных аргументов заключается в том, что одновременное проведение выборов позволить сэкономить существенные средства. По данным ЦИК, это порядка 4,8 млрд тенге. На эти деньги можно построить как минимум несколько детских садов. Кроме того, время требует оперативного антикризисного реагирования со стороны законодательной ветви власти. Вы верно заметили: не только в политике, но и в физике есть такое явление, как синхронизация.

Голландский ученый Христиан Гюйгенс однажды обнаружил, что если двое часов повесить рядом на стене, то их маятники начнут качаться синхронно. При этом на противоположных стенах такого явления не наблюдается.

Поэтому, когда в стране назрела необходимость обновить политическое поле, есть большая надежда, что синхронизация выборов даст более эффективный результат. Например, не секрет, что выборы в нижнюю палату парламента привлекают большее внимание избирателей и СМИ, чем в маслихаты. А председатель Центральной избирательной комиссии Куандык Турганкулов на днях отметил особую активность граждан, баллотирующихся в депутаты маслихатов. По его словам, за первые 20 дней с начала избирательной кампании по сравнению с периодом 2012 года активность увеличилась более чем в два раза и уже выдвинуто почти пять тыс. кандидатов.

И такое неравнодушие вселяет уверенность, так как люди идут в маслихат решать социально значимые вопросы.

Каким вы видите будущее нашей страны после выборов?

– Уверенность в будущем должна быть в формате реального времени. Надо учитывать логику и здравый смысл, не верить в различные сверхъестественные явления. Меня радует то, что в Казахстане на выборах молочных рек с кисельными берегами политики не обещают. И это правильно, поскольку на будущее надо смотреть четко, а не размыто. Граждане Казахстана сами напишут свое будущее на выборах своими голосами. Для них важны мир и развитие страны, а мысли, как известно, склонны к материализации. Поэтому оптимистов в стране должно быть гораздо больше, чем пессимистов, при условии социальной и экономической защищенности населения.

Беседовала Вера ЛЯХОВСКАЯ

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить

Добавить комментарий

Популярное