Алма-ата, хранимая в сердце…

Алма-ата(Продолжение. Начало в №14 (510) 16 апреля 2015 г.)

Когда мне было лет пять, я активно овладевал искусством устного счета. А моими любимыми счетными палочками были машины. И не какие-то там игрушки, а самые что ни на есть настоящие автомобили, которые я каждый день пересчитывал с балкона, выходящего аккурат на проспект Ленина (ныне Достык).

Почему я стал гуманитарием

Если бы мое безоблачное детство пришлось на нынешние времена, то из меня бы вышел изрядный математик. Но тогдашний счетный материал привел лишь к тому, к чему мог привести, – я стал гуманитарием.

И неудивительно – в 1962 году по улицам Алма-Аты ездило всего 14 267 автомашин (из них – 998 автобусов и 800 такси), 126 трамваев и 70 троллейбусов. Интересно, что уже в те годы общественность проявляла озабоченность тем, что машин стало очень много и выхлопные газы «сильно загрязняют городскую атмосферу». Счастливое, наивное время!

Фотографии тех лет, как правило, запечатлевали совершенно пустые алма-атинские улицы, главным украшением которых были деревья. Для иллюстрации интересно посмотреть на первую многоуровневую развязку города (пересечение Ташкентской и Сейфуллина). Нужно учесть, что фотограф, для того чтобы получить эффектный снимок, наверняка долго ждал, пока в кадре не окажется побольше машин.

 

По пустому городу на велосипеде

Несмотря на велосипедный бум и ажио­таж, Алма-Ата продолжает оставаться городом, крайне дискомфортным для велосипедистов, которым просто нет места на неприспособленных улицах. Человек на двухколесном коне всем и всегда создает в городе неудобство. На проезжей части он помеха движению и потенциальная жертва, на тротуаре – сам источник опасности для пешеходов, в первую очередь для детей. Но других вариантов самореализации поборнику чистой экологии и здорового образа жизни наш город пока не дает. Потому поклоннику велосипедизма не остается ничего иного, как только приспосабливаться. Или пересаживаться на автомобиль.

Или сожалеть о том невозвратном времени, которое было полстолетия назад. На сохранившемся снимке 1953 года изображена часть улицы Пушкина, сфотографированная от Ташкентского тракта. В те времена никто еще, даже в самом дурном сне, не мог вообразить, что настанут времена, когда деревья будут мешать машинам. И народ искренне и прямодушно мечтал о том, чтобы автомобилей в городе стало побольше. (И – домечтался!)

Если внимательно присмотреться, то единственный участник движения на всем протяжении полосы, по которой транспорт двигался в сторону Зеленого базара, – одинокий велосипедист. Который, никого не стесняясь и никем не стесняемый, мирно крутит педали по самому центру проезжей части. И это то самое место, где ныне разнокалиберные автомобили впритык друг к другу ползут сомкнутыми железными рядами!

В те времена Алма-Ата и приобрела славу всесоюзного сада. Города, на который равнялись и которому завидовали многие столицы братских республик Советского Союза. Никогда и никакие потоки машин не создадут такой уютной ауры, как зеленые насаждения. Точно так же, как ни один, даже самый престижный, автомобиль не поспособствует городской индивидуальности более, чем это способно сделать одно столетнее дерево. Вроде тех, которые сегодня десятками сносят при расширении улиц.

 

Когда началась проблема пробок

Кстати, о пробках. В 1980 году, когда появился очередной Генплан развития Алма-Аты, впервые начала звучать тревога по поводу возможных проблем в городе из-за возрастающего количества автомобилей. И не только в плане экологии. Автомобили начали наступать на растущий мегаполис. Причем если с общественным транспортом все в принципе решалось – предполагалось убрать из центра большие автобусы и заменить их экологически чистыми трамваями и троллейбусами (к 2000 году таковых должно было быть 50 маршрутов!), а также ввести в строй метро (его первоначально ждали к 1990 году), то растущий личный автопарк уже тогда начинал внушать определенные опасения.

Впрочем, в те времена, когда очереди на приобретение собственной машины спорили в длине с очередью на получение собственного жилья, озабоченность ученых серьезно не воспринималась. Для того чтобы успокоиться, обывателю достаточно было выглянуть в окно на улицу и убедиться, что тезис об «ограниченности пропускной способности алма-атинских улиц», при тогдашних транспортных реалиях, был если не фантазией ученых, то перспективой весьма отдаленного и светлого будущего. Такого отдаленного, в котором посчастливилось ныне жить нам с вами.

 

Из далекого прошлого. Бывают ли улицы слишком широкие?

Итак, то, что улицы нашей южной столицы обладают не очень хорошей пропускной способностью, стало ясно не сразу. Многие десятилетия их размеры вполне устраивали горожан, для которых основным средством передвижения был общественный транспорт. А в давние времена, когда не было ни трамваев, ни автобусов, широкие улицы вообще-то были головной болью жителей и властей.

Сохранилась любопытная записка надворного советника Николая Аристова (того самого – известного этнографа и востоковеда) губернатору Герасиму Колпаковскому, в которой есть такой пассаж: «…Со­кращение излишней ширины улиц уменьшило бы расходы по содержанию полотна улиц и по содержанию мостов (которых длина уменьшилась бы на 4 сажени для каждого), увеличило бы количество деревьев, а с ними тень на улицах и трудность распространения пожаров». (Напомню, в сажени 2,13 метра.)

Аристов предлагал сократить, путем посадки второго ряда деревьев, ширину верненских улиц с 16 сажен до 10. Дискуссия по этому поводу велась в коридорах городской власти долгие годы. Пока не стала анахронизмом.

 

Андрей МИХАЙЛОВ
Фото автора и открытки 1960-х годов из личного архива

Алма-ата

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить
Рубрика: Точка на карте

1 комментарий

  1. Пётр (США):

    “запечетлевали совершенно пустые улицы” украшенные большими “деревьями”: ах, какие это были шикарные деревья! Все вырубили. Эти фотки 60-х и 70-х – моё детсвто. Ностальгия. Машина Времени. Что бы я не отдал за эти “пустые улицы” с большими деревьями!

Добавить комментарий

Популярное