Алимжан Ахметов: «Страшнее критики может быть только отсутствие откликов»

Серьезное увлечение поэзией привело Алимжана Ахметова к желанию взяться за перо. Несколько лет он писал стихи, как говорят, в стол и при этом до сих пор не называет себя поэтом. «Я человек, который пишет стихи, эссе», – говорит автор, считая, что звание поэта слишком высокое и его следует заслужить. А между тем в прошлом году появился первый сборник стихотворений молодого автора «Я временно», в котором состоялся диалог с самим собой, со временем и эпохой, попытка осмысления собственного места в нашем мире. Пятого апреля новый казахстанский автор представит свои стихи московским читателям. Перед поездкой мы встретились с талантливым поэтом, который рассказал нам, что для него поэзия и как происходит таинство сочинения.

Алимжан Ахметов

«Не буду писать – заболею»

Алимжан, как создаются современные стихи? Что становится источником вдохновения для молодых казахстанских авторов?

– В этом занятии есть что-то магическое. Если бы я не писал, то … болел. Если стихотворение просится наружу, ты в любом случае его напишешь. Для меня это так. В этом случае я готов подписаться под словами Марины Цветаевой: «Я пишу, потому что не могу не писать».
Для рождения стихотворения достаточен миг реальности: взгляд, слово, событие… Иногда появляется ритм, строка. Никогда не знаешь, когда начинаешь писать стихотворение, что из этого получится. Я могу править готовое стихотворение, когда оно только создано. Но позже его не трогаю. Даже если вижу, что в нем что-то меня не устраивает – это уже застывшая форма, которая будет жить своей жизнью.

О чем были ваши первые стихи?

– О шахматах. Я обожаю эту игру, в которой соединяется бесконечность в ограниченном пространстве. Есть набор фигур, 64 клетки, два соперника, но партии никогда не повторяются. Я не люблю карты, потому что даже в преферансе есть надежда на случай. В шахматах нет места случайности. Финал игры зависит только от твоего интеллекта, внимательности и даже творческого мышления, следующего хода, о котором не догадывается твой соперник.

Расскажите о вашей книге, как создавался сборник?

– Это мой первый сборник. Раньше я не публиковал свои стихотворения. До настоящего времени очень немногие люди знали, что я пишу. Мне стало интересно, как будут выглядеть мои стихи на бумаге, пройдя верстку и взгляд редактора на листе. В первый сборник вошли стихотворения и ранние эссе. Составление оказалось для меня нелегким процессом. То, что казалось раньше хорошим стихотворением, позже переставало мне нравиться. В итоге оставил 25 стихотворений и три эссе.

«Главные ценности – любовь, творчество, одиночество»

Иосиф Бродский говорил, что «поэт – лучший судья своих стихов». А какой свой стих вы могли бы назвать самым лучшим?

– Я ни один свой стих не могу назвать лучшим. Есть стихотворения, которые мне дороги. Но не потому, что удалось хорошо выразить мысль, найти рифму, строфу. Они для меня особенные из-за личных воспоминаний об определенных людях или периодах жизни.

Вы слышали нелестные отзывы о своей книге? И как переносите критику?

– Критика ранит любого человека. Для меня страшнее, когда человек никак не отзывается о моих стихах. Естественно, что мне хочется быть прочитанным. Страшнее откровенной критики, когда нет отклика ни на одно мое стихотворение.

Поэт Бахыт Кенжеев называет три реальные ценности в своей жизни: «Любовь, господь бог и творчество». А каким будет ваш ряд?

– Как говорят математики, при прочих равных условиях эти ценности важны не только для поэта, но и для любого человека. Сталкиваясь с объективной реальностью и пропуская ее через сознание, эта реальность становится субъективной, и ее выражение является творчеством. Каждый человек является творческой личностью. Бог для меня присутствует везде. Валентин Пикуль писал о том, что лучшие мысли рождаются в одиночестве. Это очень важно для поиска – побыть одному. Поэтому свой ряд я изложил бы как «Любовь. Творчество. Одиночество».

«Когда путают Толстого и Достоевского, это тревожный сигнал»

Как сегодня продаются стихи молодых авторов?

– Я бы хотел зайти в книжный магазин и увидеть на полке свой сборник. Но, к сожалению, книжные магазины были вынуждены ответить отказом, объяснив, что сегодня сложно продаются стихотворения классиков литературы, а современных авторов и подавно.
Не секрет, что сегодня в целом у общества нет острой потребности читать книги. У меня недавно был культурный шок в караоке. Молодые ребята за соседним столиком весело и искренне пели новую песню. Подняв взгляд на экран, я прочитал слова: «Красота спасет мир, как сказал Лев Толстой». Автор текста не посчитал зазорным ради удачной рифмы поменять Достоевского на Толстого. Для меня тревожный сигнал не в том, что автор врет, а в том, что для молодых ребят это ничего не значит.

Сегодня, в век информационных технологий, насколько вам необходимо быть опубликованным?

– К публикациям своих произведений в интернете отношусь скептически. Может быть, я старомоден. Сам пробовал публиковаться в интернете под псевдонимом. Это для меня что-то суррогатное и ненастоящее. Непередаваемые ощущения я получил, когда взял в руки свой первый сборник.
В последние годы стал замечать, что с развитием социальных сетей нас перестала интересовать глубина написанного. Мы читаем короткие посты, анекдоты, смотрим видеоролики – все сжимается. Мы не находим времени читать книги, потому что современные средства связи нас сильно от них отвлекают. Я сам борюсь с этой проблемой. Это очень опасная тенденция. Для меня книги любимых авторов – неоценимый источник силы. Книга, которая выдержала проверку временем и в которой есть глубина. В книгах есть точка опоры, которая помогает сделать выбор и стать интересной личностью, и я верю, что у каждой хорошей книги есть душа.

Беседовала Бота МАШАКОВА, Астана

Из книги автора:
Второй мужчина в твоей жизни –
И это всё.
Тут впору вспомнить о харизме
И о Басё.
Еще добавить можно небо,
Стрелу и лук.
И заскулить: ах, если мне бы…
Проклятый сук.
На разлинованной тетрадке,
Как дважды два.
Бежать по строчке без оглядки,
И синева…
Бутыль с пузатыми боками –
Упрямый факт.
За тех, кто жив теперь не с нами,
И просто так.
Кривые тени на обоях,
Кровать и шкаф.
Помимо техники от Ноя
Мне нужен шарф.
До боли сжать тебя руками –
Какая блажь!
Я за тобой плетусь годами –
Солидный стаж.
Возьму ромашку, лепесточки
И усмехнусь.
Расставлю там, где можно, точки,
Но обернусь.
В броню закованная льдами
Стоит река.
Воспоминания – стадами
Издалека.
Клубятся в рифму и не очень –
Пишу на «ты»,
Пишу не часто, хотя, впрочем,
До тошноты.
Расставлю заново фигуры,
Твой первый ход!
Такая вот карикатура –
Уходит год…

Метки: , , ,


Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить
Рубрика: Интервью

Добавить комментарий