Абзал Мухитдинов: «За дирижерским пультом ощущаю себя пилотом звездолета»

Абзал Мухитдинов

У истоков создания симфонического оркестра театра «Астана-Опера» стоит талантливый дирижер, заслуженный деятель РК Абзал Мухитдинов. Биография маэстро впечатляет: учился восемь лет в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. Получил два красных диплома по специальностям «дирижер хора» и «дирижер симфонического оркестра и оперы». Дальше была магистратура по программе «Болашак» в Великобритании и создание с народной артисткой РК Гаухар Мурзабековой оркестра «Камерата Казахстана». Сегодня в дирижерском репертуаре Абзала Мухитдинова – более 1000 произведений вокально-симфонической, симфонической и камерной музыки и более 50 оперно-балетных спектаклей. Мы встретились с маэстро и поговорили о том, с чего начинался его творческий путь и о чем мечтали музыканты, создавая столичный театр оперы и балета.

«Мой дебют состоялся в армии»

Абзал Мухитдинов
Абзал Мирасбекович, в 14 лет вы решили заниматься музыкой профессионально, уехав из родного села в Алма-Ату. Откуда была такая решительность?

– В этом возрасте я уже понимал, что делом моей жизни будет музыка. Моим первым преподавателем был настоящий альтруист и фанат своего дела – Ростислав Романович Мариинин. Огромный вклад в мое становление также сделал отец, открывший в нашем селе Докучаевка Костанайской области музыкальную школу, и мама, убедившая отца купить пианино. Получив начальное музыкальное образование, я решил ехать в Алма-Ату и поступать в музыкальное училище им. П.И. Чайковского. Родители особо не надеялись на то, что умения и навыки, полученные в глубинке, позволят продолжить профессиональное образование в столице. Но вышло так, что все вступительные экзамены я сдал на отлично благодаря этой сельской музыкальной школе.

А каким был ваш профессиональный дебют?

– Это случилось, когда я служил в армии на Дальнем Востоке. Первые полгода побегал за танками в пехоте, однако уже там мне удалось организовать смешанный хор из пятисот военнослужащих, в котором пели солдаты, офицеры и даже женщины-прапорщицы. Затем был откомандирован в ансамбль песни и пляски Дальневосточного военного округа. Мы много гастролировали по всему Дальнему Востоку. Этот ансамбль стал для меня хорошей профессиональной школой.

Однажды мы поехали на очередной концерт, а дирижер оркестра остался в другом автобусе, который по дороге сломался. Прошло около часа, как уже собралась публика и нужно было начинать концерт. Кто-то из коллег предложил мне попробовать подирижировать, так как репертуар я знал наизусть. Могу лишь добавить, что многие музыканты, игравшие на том концерте, сегодня состоялись в профессиональном плане и выступают по всему миру.

«Музыка живет, пока она звучит»

Абзал Мухитдинов
На месте «Астана-Оперы» был пустырь. Артисты присутствовали при закладке главой государства первого камня в фундамент театра. Вспоминая то время, какими были ваши ожидания?

– Конечно, наш театр зарождался не в тот момент, когда начались строительные работы, а гораздо раньше. Я думаю, что идея об оперном театре зародилась тогда, когда состоялся перенос столицы из Алматы в Акмолу.

Профессиональную путевку в жизнь мне дали такие педагоги, как Любовь Филипповна Колыхалова, Базаргали Жаманбаев, Нурлан Жарасов, Толепберген Абдрашев, Фуат Мансуров. В 1999 году меня пригласили создать в Астане симфонический оркестр филармонии. Поехал без оглядки. Первое время жил в городской библиотеке, позже перевез семью. Через год в 2000 году мы открыли оперный театр им. К. Байсеитовой и за 13 лет успели поставить более 50 спектаклей. Труппа театра профессионально совершенствовалась, и со временем назрела необходимость в новой площадке. В 2010 году глава государства пригласил нас на место строительства театра «Астана-Опера», а в 2013 состоялось его торжественное открытие.

Что вы чувствуете за дирижерским пультом? Когда следишь за вашей работой, кажется, что вы находитесь в другом мире.

– Действительно, за дирижерским пультом я ощущаю себя пилотом звездолета, поэтому все действия должны быть предельно информативными и понятными, а эмоции – четко дозированными. Любое действие дирижера должно вести к конкретному результату. Дирижирование – это ремесло, но до сих пор никто до конца не понимает, как работает этот механизм. Казалось бы все просто: перед каждым музыкантом ноты. Но почему-то у одного музыка звучит по-особенному и завораживает, а у другого – нет.

Похожие принципы у профессии драматического режиссера. Но в отличие от последнего дирижер сам руководит музыкальным действом в реальном режиме времени. И музыка живет, пока она звучит. Дирижер, находящийся за пультом, несет огромную ответственность за то, чтобы те, кто сидит в зале, оказались на концерте или спектакле не в последний раз. Дирижер – это проводник, который вводит слушателя в мир прекрасной музыки, где происходит эта удивительная магия общения с прекрасным на невербальном уровне.

Вы могли бы продирижировать какие-то моменты в своей жизни?

– В принципе, любой человек способен создавать реальность, если ваши намерения являются безвредными для окружающих или несут высокий уровень желания, то вы управляете ситуацией. Я не знаю, как это происходит, но стоит мне о ком-то подумать, и через некоторое время этот человек может появиться или позвонить.

В 1998 году я проходил мимо одного из самых престижных залов мира Карнеги-холл, подумав про себя, что мечтал бы выступить здесь. И эта мысль осуществилась в 2014 году, когда театр «Астана-Опера» побывал в Нью-Йорке в рамках мирового турне.

«Аплодисменты заряжают мои батарейки»

Ваши коллеги отзываются о вас как о человеке невероятно трудолюбивом. Откуда черпаете энергию?

– Мои достижения – это результат отношения к делу. Если генерируешь положительную энергию, то она всегда возвращается сторицей. Я стараюсь по отношению к людям и своему любимому делу придерживаться именно такой «диеты». Слушатели, аплодируя, заряжают мои батарейки. И конечно, в самой музыке, которую мы исполняем, заложена огромная энергетика. Она дает нам силы для многочасовых репетиций и выступлений.

Мои коллеги, артисты симфонического оркестра, не менее трудолюбивые музыканты. В конце 1990-х годов работали несмотря на маленькие зарплаты. Они в тяжелое время не бросили музыку, посвятив жизнь настоящему служению театру. Я знаю, что всегда могу на них положиться. И сегодня наши музыканты выступают в лучших залах мира: Большого и Мариинского театров, Карнеги-холла и т. д.

На какой сцене вам выступать было наиболее сложно и ответственно?

– Недавно мы выступали перед студентами в Евразийском университете им. Гумилева. Многие из них в первый раз слушали симфонический оркестр. Придут ли они еще раз на концерт классической музыки, в театр? В этом я вижу свою высокую ответственность и миссию.

На днях симфонический оркестр вернулся из Санкт-Петербурга. В чем были особенности выступления и как приняли вас российские слушатели?

– Мы долго думали, чем удивить искушенную санкт-петербургскую публику. Одно из симфонических произведений Яна Сибелиуса, солистом которого выступил блестящий скрипач-виртуоз Ержан Кулибаев, легендарный маэстро Валерий Гергиев утвердил сразу. Но нужно было представить и казахстанское симфоническое искусство. Я вспомнил о произведении «Степная легенда» Тлеса Кажгалиева, существовавшем в рукописном виде. Громадную работу перед гастролями проделали работники нашей библиотеки, подготовив и восстановив это музыкальное произведение в печатном виде.

Валерий Гергиев исполнил с нашим оркестром знаменитые сюиты №1 и №2 из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и симфонический кюй Еркегали Рахмадиева «Дайрабай».

Репетиции были достаточно напряженными, поскольку мы были ограничены во времени. Но в конце концов все получилось. Мариинка оказала нашим музыкантам очень теплый прием. Между нашими театрами сложились тесные творческие традиции и теплые человеческие взаимоотношения. Коллектив Мариинского театра в скором времени готовится приехать в «Астана-Опера», чтобы завершить цикл «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера, две первые оперы которого («Золото Рейна» и «Валькирия») Валерий Гергиев представил больше года назад.

Беседовала Бота МАШАКОВА

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить
Рубрика: Культура

Добавить комментарий

Популярное