«100 шагов – картина будущего нашей страны»

Зарема Шаукенова, интервью, политика, 100 шагов, Алишер КожановО плане народных реформ, предложенном президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, корреспондент «Свободы Слова» беседует с известным ученым, директором Института философии, политологии и религиоведения комитета науки МОН РК, членом Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК, членом политсовета Алматинского филиала партии «Нур Отан» Заремой Шаукеновой.

 

Зарема Каукеновна, как вы оцениваете программу реформ, предложенную президентом нашей страны?

– По сути, 100 шагов обозначенных президентом, – это картина будущего нашей страны. Но мне хотелось бы обратить внимание на следующий момент. Вернемся немного назад, в период досрочных президентских выборов. На мой взгляд, голосование на президентских выборах казахстанцы восприняли как личную миссию, ответственность и гордость за страну. На одной из экспертных встреч наши коллеги из МГУ им. М. Ломоносова отметили, что выборы в Казахстане, в отличие от многих стран, служат не повышению «политического градуса», а его стабилизации, как бы парадоксально это ни звучало. Такие оценки, как говорится, дорогого стоят. Ведь это и есть особенность казахстанской политической культуры, ярко продемонстрированной 26 апреля этого года.

Финишем выборной кампании стала инаугурационная речь Н. Назарбаева, в которой он озвучил поручение разработать план нации, в который вошли 100 конкретных шагов государственного строительства и всесторонней модернизации. Для меня, как эксперта, это прозвучало неожиданно, так как в ходе выборной кампании экспертные ожидания сосредоточивались больше на кадровых изменениях. Однако президент не позволил распылять ценный ресурс – доверие избирателей – и направил мощную энергетическую составляющую победы на новый этап государственного строительства.

А как, по вашему мнению, будет реализован этот план технически?

– Для его реализации уже создан новый общественный институт – Национальная комиссия по модернизации. В ее состав вошли премьер-министр, министр национальной экономики, представители администрации президента и вице-спикер мажилиса парламента РК. Отмечу, что для истории Казахстана это беспрецедентный шаг, даже с учетом пройденного опыта. Напомню, что подобная комиссия создается не впервые. С 2000 года в стране функционировали площадки для общенационального диалога. Сначала это были круглые столы по актуальным вопросам, затем в 2002 году создали постоянно действующее совещание по выработке предложений о дальнейшей демократизации и развитии гражданского общества (ПДС). Эстафету ПДС приняла нацкомиссия по вопросам демократии и гражданского общества, которая развила президентские инициативы и разработала Общенациональную программу политических реформ. Эту работу продолжила Госкомиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Ее старт был дан так же, как и нынешней нацкомиссии, после выборов 2005 года, когда действующий президент получил феноменальное количество голосов – 91%.

В чем особенность нынешней комиссии?

– Сегодняшняя нацкомиссия по модернизации имеет ряд существенных отличий. Впервые ее возглавляет не президент, а главы правительства и администрации президента. Отличается и сама структура нацкомиссии. В ней представлены две рабочие группы по совершенствованию госслужбы и подотчетности государства. То есть обе группы работают по одному вопросу – модернизации государства. Отдельная рабочая группа создана по совершенствованию судебно-правовой и правоохранительной системы. Есть идеологическая группа, задача которой совместить две составляющие – национальную платформу «Мәңгілік ел» и ценности межэтнического, межконфессионального согласия, сконцентрированные в деятельности Ассамблеи народа Казахстана.

Таким образом, видно, какую идейную нагрузку несет создание Национальной комиссии по модернизации и насколько высоки требования к ее деятельности.

На ваш взгляд, какие направления реформирования, обозначенные президентом, наиболее важные?

– Видите ли, президент обозначил комплексную программу. Нельзя выделить что-то одно, поскольку все шаги взаимосвязаны. Посмотрим, что предстоит предпринять с учетом сказанного лидером нации? В первую очередь это реформа системы государственной службы. Говоря о следующем шаге, совершенствовании судебной системы, гарантирующей верховенство закона, следует отметить, что здесь акцент делается на системе отбора судей, адекватных квалификационным требованиям; укреплении доверия общества к полиции, принципа равенства всех перед законом. Нельзя не сказать о новых экономических реформах, которые подразумевают инклюзивный экономический рост, расширение среднего класса, диверсификацию. И конечно, ускоренное формирование и расширение казахстанского среднего класса, в том числе в сельском хозяйстве. Обозначены и многие другие задачи.

В целом все институциональные реформы влекут за собой необходимость укрепления роли парламента, который и является механизмом представительства интересов населения, социальных групп, регионов, местных сообществ, профессиональных групп. Эта работа была начата еще в 2007 и 2011 годах, она актуальна и сегодня.

Вы известны как социолог. Наверняка у вас есть замеры общественного мнения по поводу инициативы главы государства?

– Только косвенные, ведь социологические исследования не делаются за один день. Но данные ранее проведенных нами исследований свидетельствуют, что 65% респондентов поддерживают продолжение демократических реформ. При этом 52% опрошенных видят эффективной действующую систему сильного президента, а каждый третий ожидает, что в политической системе возрастет роль парламента и возникнут черты президентско-парламентской системы.

На вопрос, какая форма правления для Казахстана является наиболее оптимальной, 52,2% ответили, что президентская (сильный президент, возвышающийся над другими ветвями власти), 32,4% – президентско-парламентская (практически равное положение президента и парламента с некоторыми преимуществами первого), 6,7% – парламентско-президентская (практически равное положение президента и парламента с некоторыми преимуществами последнего). Затруднились ответить 6,1% опрошенных.

Таким образом, готовность к укреплению представительной власти имеется. В ходе исследований о мерах укрепления парламента респонденты высказывались следующим образом. Около 83% опрошенных отметили расширение контроля за исполнением бюджета и социальных программ, 77% – усиление контроля за правительством, 77,4% – усиление контроля за избирательным процессом, около 80% – усиление роли в обеспечении конституционной законности, 86% – обеспечение прав и свобод граждан, 78% – расширение участия общественности в обсуждении принятия законов.

Подчеркну, что всенародная поддержка лидера нации, проявленная на выборах 26 апреля 2015 года, является залогом того, что цели Национальной комиссии по модернизации будут достигнуты. Основная ответственность при этом возложена на правительство как центральный исполнительный орган и администрацию президента как механизм мобилизации регионов. Участие парламентской ветви значительно закрепит консенсус.

Впереди большая работа, и она потребует экспертного и исследовательского обеспечения с учетом принципов преемственности прошлого опыта. Это позволит укрепить интеллектуальную платформу предстоящих реформ.

 

Беседовал Алишер КОЖАНОВ

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить
Рубрика: Интервью

Комментариев: 28

  1. Алмат:

    100 шагов, которые с каждым днем уменьшаются. В стремлении к лучшему, предстоящие реформы должны работать.

  2. патриот:

    все реформы не применно приведут к улучшению!!!! ну и нам не надо оставаться не безучастными и каждому работать на благо государства!!

  3. Даулет:

    Здорово, что у нас такой дальновидный Глава, ведь будущее страны зависит от сегодняшних действий! Уверен преложенное Главой программы и План нации – это ключ к стабильному и большому будущему страны!

  4. Жазира:

    Надеюсь что это 100 шагов по реализацию амбициозных целей приведут нашу экономику к новым подъемам, что позволит войти в тридцатку самых развитых стран мира.

  5. Марлан:

    У нас отличный план по реализации 5 народных реформ. Нет сомнений, что 100 шагов приведут нас поставленной цели.

  6. Акку:

    Казахстанцы сделали свой выбор, соответственно мы знаем что реализация плана нации зависит от нас и мы должны внести посильный вклад в развитие страны!

  7. Дулат:

    Болашағымыз жарқын. Еліміздің азаматы екендігімді мақтан тұтамын. Бізге дайын ас ұсынып, шайнап беріп, жұту ғана қалды.

  8. Жанна:

    Нақты қадамдар жасау арқылы кемел болашаққа қол жеткізу үшін бар мүмкіндікті пайдалану қажет.

  9. Айнур:

    5 реформа да, оған жасалған 100 нақты қадам жоспары да біздің негізгі бағытымыз болуы керек.

  10. Адильжан Ибраев:

    критиковать программу могут только те, кто не читал ее

  11. Адильжан Ибраев:

    100 шагов интересная программа, в которой много конкретики, в отличие от некоторых предыдущих программ. Настоящая дорожная карта в первоначальном ее смысле

  12. Адильжан Ибраев:

    В программе действительно много прорывного!

  13. Адильжан Ибраев:

    России необходимо взять на вооружение казахстанский план «100 конкретных шагов» – глава Сбербанка РФ

  14. Адильжан Ибраев:

    Председатель правления Сбербанка России Герман Греф считает, что России стоит взять на вооружение План нации, разработанный Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, и разработать совместный план с Астаной «100 шагов вместе». Об этом он сообщил на пресс-конференции в рамках VIII Астанинского экономического форума. 

  15. Адильжан Ибраев:

    «Что нужно сделать, чтобы в России преодолеть последствия тех негативных тенденций, которые сложились? Ровно те же самые сто шагов. Ничего придумывать не надо. Поэтому ответ на ваш вопрос очень прост: надо сделать 100 шагов вместе», – сказал Греф, отвечая на вопросы журналистов

  16. Адильжан Ибраев:

    Глава Сбербанка назвал документ «всеобъемлющим и логично выстроенным». «Я могу достаточно профессионально оценить этот документ, я много лет занимался этой темой, могу сказать, что это один из лучших документов, которые я когда-либо видел. Если из этих 100 шагов будет сделано хотя бы 50, а будем надеяться, что будет сделано больше, то очевидно, что Казахстан будет принципиально другим государством», – считает Г.Греф. 

  17. Рақымжан:

    100 нақты қадам нақты жобаны көрсеткен үндеу.

  18. Ақмарал:

    Елбасының көрегенділігі ұнайды. Елдің қамы үшін үндеу жариялап, дамуға шақырды.

  19. Айман:

    Елбасымызға қолдау білдірейік.

  20. Батырбек:

    Қазақстанның дамуы 100 нақты қадам арқылы өрбейді енді.

  21. Қаламқас:

    Нұрлы жолда жақсы бағдарлама. Енді 5 институт жүйесі ілгері дамытатын тетік болсын.

  22. Дарын:

    Президент деген осындай болуы керек. Болашаққа жасар қадамды айшықтап, елді бірлікке шақырып отыр.

  23. Олжабай:

    Назарбаев өте мықты саясаткер. Алдын біліп отырады. Қазақстанның дамуы қарқын алатын болады деп айтты. Рас.

  24. Фарида:

    Жаңа реформа елдің даму жүйесін қозғайды. Бізге дәлдік пен біліктілік керек.

  25. Нұржан:

    Қазақ елінің егемендігі мен еркіндігіне қол жеткізудің бірден бір жолы бірлік болатын. Енді дамудың алғашқы қадамы 100 нақты қадам болып отыр.

  26. Мөлдір:

    Бірлікпен алға дамуды ойласақ, Елбасының үндеуін қолдайық!

  27. Назым:

    Алға қойылған мақсат айқын, ендігі кезек сол мақсатқа жету жолындағы бағдарламалар мен жоспарлардың жүзеге асуын қадағалау.

  28. Бибигуль:

    У нас отличный план по реализации 5 народных реформ. Нет сомнений, что 100 шагов приведут нас к поставленной цели.

Добавить комментарий

Популярное